Способы обеспечения налогового обязательства

§ 4. Обеспечение исполнения налоговой обязанности

В статье 72 НК РФ закреплены основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Данная статья не носит исчерпывающего характера. В частности, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, могут применяться иные меры обеспечения в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством РФ.

НК РФ закрепляет как основные гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств (залог, пени, поручительство), так и специфические способы обеспечения, характерные для властных отношений, какими являются налоговые отношения (приостановление операций по счетам в банке21 и наложение ареста на имущество налогоплательщика) (см. схему 8).

Такие способы обеспечения, за исключением приостановления операций по счетам в банке и наложения ареста на имущество налогоплательщика, могут применяться также в отношении исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой этих налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Залогом обеспечивается обязанность по уплате налогов и сборов в случае изменения срока исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (при отсрочке, рассрочке, налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите). Отношения по залоіу имущества в налоговых отношениях регламентируются нормами гражданского законодательства РФ, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Залог имущества1 оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган обеспечивает исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого возможно установление залога по гражданскому законодательству РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, и требований, неразрывно связанных с личностью кредитора. Последующий залог, предусмотренный ст. 342 ГК РФ, в налоговых правоотношениях не применяется. Согласно

Залог недвижимого имущества называется ипотекой (см. ст. 334 ГК РФ).

ст. 73 НК, предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.

В соответствии со ст. 339 ГК РФ договор о залоге должен быть заключен в письменной форме, а договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. В договоре должны быть указаны предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В договоре о залоге должно содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.

В соответствии с НК РФ при залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

При неисполнении налогоплательщиком, плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 349 ГК РФ требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. За счет заложенного движимого имущества требования залогодержателя удовлетворяются по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем. Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок.

Особый правовой режим установлен для залога недвижимости (ипотеку). В соответствии со ст. 334 ГК РФ залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» был принят 16 июля 1998 г.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества регулируется законом об ипотеке. Общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ипотеке в случаях, когда ГК или Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не предусмотрено иное.

Еще одним из гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств является поручительство (ст. 361—367 ГК РФ). Гражданское законодательство применяется к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующие пени.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.

Согласно ст. 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога и сбора, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов и убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.

Выступать поручителем вправе юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Принудительное взыскание с поручителя налога и причитающихся пеней производится налоговым органом в судебном порядке.

Рассмотренные правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с пере- мещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика — организации, налогового агента — организации, плательщика сбора — организации или налогоплательщика — индивидуального предпринимателя.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика — организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено НК РФ.

Гражданским законодательством установлена очередность списания денежных средств со счета в кредитной организации (ст. 855 ГК РФ). Поэтому указанный запрет на совершение расходных операций не распространяется на платежи, исполнение которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Речь идет об удовлетворении тре- бований по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов, выплате выходного пособия, а также оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторскому договору.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика- организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа налогоплательщика — организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя от представления налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. Банк не несет ответственность за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. Рассмотренные правила применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке налоговых агентов — организаций и плательщиков сборов — организаций. Исполнение решения о взыскании налога (сбора) может обеспечиваться не только приостановлением расходных операций по счетам в банке, но и арестом имущества. НК РФ содержит легальное определение ареста имущества (ст. 77).

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика, налогового агента и плательщика сбора принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора — организации, а у налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора — физического лица — за исключением имущества, на которое не может быть в соответствии с федеральными законами обращено взыскание. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов).

Арест имущества налогоплательщика производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю) разъясняются их права и обязанности.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В этом протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости.

Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю). Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Рассмотренные положения применяются также в отношении ареста имущества налогового агента — организации и плательщика сбора — организации.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ (взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.). Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.

Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.

Порядок и формы исполнения налогового обязательства

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика.

Исполнение налогового обязательства, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, в отношении таможенных платежей, осуществляется плательщиками (иными обязанными лицами) независимо от привлечения их к ответственности за нарушение законодательства, за исключением плательщиков – физических лиц, привлеченных к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Не требуется уплата причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин), за исключением сумм таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, плательщиком-организацией в случае возмещения в установленном порядке причиненного ущерба в виде неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) собственником имущества организации, учредителем (участником) или другим лицом, в том числе руководителем организации, имеющим право давать обязательные для организации указания либо имеющим возможность иным образом определять ее действия.

Не требуется уплата причитающихся сумм таможенных платежей плательщиком в случае возмещения причиненного ущерба в виде неуплаченных таможенных платежей в порядке, установленном законодательством для уплаты (взыскания) таможенных платежей.

Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований.

Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом в порядке, установленном главой 7 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин).

Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена в соответствии с настоящим Кодексом на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Исполнение налогового обязательства при ликвидации (прекращении деятельности) организации, при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя

Налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, в том числе от реализации ее имущества.

Налоговое обязательство простого товарищества при прекращении договора простого товарищества, а хозяйственной группы – при прекращении ее деятельности исполняется и причитающиеся к уплате ими пени уплачиваются участниками солидарно.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты причитающихся пеней, остающаяся задолженность погашается собственником имущества такой организации, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем организации, имеющими право давать обязательные для этой организации указания либо имеющими возможность иным образом определять ее действия, в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством, в том числе законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), либо учредительными документами организации, а не погашенная после этого сумма задолженности признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Налоговое обязательство индивидуального предпринимателя при прекращении его деятельности исполняется и причитающиеся к уплате им пени уплачиваются индивидуальным предпринимателем до прекращения им своей деятельности за счет принадлежащих ему денежных средств и иного имущества, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации, зачет, возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налогов, сборов (пошлин), пеней.Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, установленном настоящей статьей.

Исполнение налогового обязательства, уплата пеней реорганизованной организации возлагаются на ее правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов, сборов (пошлин) пользуется всеми правами плательщика и исполняет все обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для плательщика налогов, сборов (пошлин).

При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого правопреемника в исполнении налогового обязательства, в уплате пеней реорганизованной организации определяется в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не позволяют определить долю правопреемника реорганизованной организации либо исключают возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней каким-либо из правопреемников, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации.

При выделении из состава организации одной или нескольких организаций правопреемства по исполнению налогового обязательства, уплате пеней у выделенных организаций не возникает, если только такое выделение не направлено на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства, неуплату (неполную уплату) пеней реорганизованной организацией.

Такая реорганизация организации не изменяет сроков исполнения ее налогового обязательства.

Указанное выделение признается реорганизацией, направленной на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства, на неуплату (неполную уплату) пеней реорганизованной организации, в судебном порядке.

Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее одного месяца со дня его (их) государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, а при реорганизации в форме присоединения – со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Суммы налога, сбора (пошлины), пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо взысканные до ее реорганизации, подлежат зачету в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) такой организации налоговых обязательств, уплаты пеней реорганизованной организации или возврату правопреемнику (правопреемникам) реорганизованной организации (при отсутствии неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней у реорганизованной организации и ее правопреемника (правопреемников)). Зачет и (или) возврат производятся в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для плательщиков налогов, сборов (пошлин), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При наличии нескольких правопреемников суммы налога, сбора (пошлины), пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо излишне взысканные до ее реорганизации, подлежащие зачету и (или) возврату ее правопреемнику (правопреемникам), определяются в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

Исполнение налогового обязательства, уплата пеней правопреемниками реорганизованной организации обеспечиваются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Исполнение налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление.Налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, исполняется вверителем самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Доверительный управляющий исполняет налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, в случаях, установленных настоящим Кодексом.

Исполнение налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица, возврат излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налогов, сборов (пошлин), пеней.Налоговое обязательство умершего физического лица исполняется его наследником (наследниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее двух месяцев со дня принятия наследства. При этом правопреемства по исполнению наследником (наследниками) обязанности по уплате причитающихся с умершего физического лица пеней не возникает.

По заявлению наследника (наследников) умершего физического лица налоговый орган в течение пяти дней со дня подачи такого заявления обязан сообщить наследнику (наследникам) умершего физического лица о наличии задолженности по налоговому обязательству умершего физического лица.

При отсутствии наследника (наследников) или при отказе наследника (наследников) от принятия наследства, а также в случае, когда величина налогового обязательства умершего физического лица превышает стоимость наследуемого имущества, непогашенная сумма задолженности по налоговому обязательству умершего физического лица признается безнадежным долгом и списывается в порядке, установленном настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Исполнение налогового обязательства физического лица, объявленного умершим, производится в аналогичном порядке.

Налоговое обязательство физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, исполняется и причитающиеся к уплате им пени уплачиваются лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, или непосредственно органом опеки и попечительства не позднее трех месяцев со дня признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным за счет имущества этого физического лица.

Налоговый орган по месту учета физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, обязан сообщить лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства о наличии неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, и об обязанности указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) исполнить в установленном порядке налоговое обязательство, уплатить пени вместо физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным.

Указанное сообщение передается лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства, или органу опеки и попечительства в течение пяти дней со дня получения от указанного уполномоченного лица (указанного уполномоченного органа) сведений о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным.

Задолженность по налоговому обязательству физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, а также не уплаченные им пени при недостаточности (отсутствии) имущества этого физического лица для исполнения его налогового обязательства, уплаты пеней в части, превышающей стоимость указанного имущества, признаются безнадежным долгом и списываются в порядке, установленном настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь.

При принятии решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим, отмене решения об объявлении физического лица умершим или принятии решения о признании физического лица дееспособным со дня принятия указанного решения возобновляются действие ранее не исполненного и списанного налогового обязательства, начисление (включая ранее начисленные) пеней.

Исполнение налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица обеспечивается в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

При отсутствии у умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего физического лица задолженности по исполнению налогового обязательства суммы излишне уплаченных этими лицами или излишне взысканных налогов, сборов (пошлин), пеней подлежат возврату наследникам в порядке, установленном статьями 60 и 61 настоящего Кодекса.

Исполнение налогового обязательства является одной из ос­новных обязанностей налогоплательщика и осуществляется неза­висимо от других имеющихся у него обязательств неналогового характера.

Как правило, сумму налога, подлежащую к уплате, налого­плательщик исчисляет самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога, сбора пошлины, налоговых санкций.

Исполнение налогового обязательства может осуществляться в следующих формах:

• в безналичном порядке путем перечисления сумм со счетов плательщика в банке или за счет взносов наличных денежных средств;

• добровольно или в бесспорном (принудительном) порядке, а также через суд;

• непосредственно налогоплательщиком или иным обязанным лицом.

В основном расчеты с бюджетом по платежам и санкциям производятся в безналичном порядке. В установленный срок нало­гоплательщик должен сдать в учреждение банка платежное пору­чение на перечисление платежа в бюджет:

с расчетного счета, если на нем имеются денежные средства;

с валютного счета, если на нем имеются средства и нет средств на расчетном счете;

с расчетного и валютного счетов (на всю сумму недоимки с каждого), если на момент сдачи платежных документов в банк не имеется средств на этих счетах.

Наличные денежные средства для уплаты налогов, сборов, пошлин используются физическими лицами, уплачивающими пла­тежи по извещениям налоговых органов (налоговых агентов), и как вынужденная мера взыскания налоговых сумм с юридических лиц, не имеющих средств на счетах в банках или имеющих их в недостаточных суммах.

Днем уплаты платежа считается:

при уплате наличными деньгами – день выписки квитан­ции об уплате платежа;

при переводе денег по почте или через кредитные учреж­дения – день внесения денег на почту или в кредитные учреж­дения;

при перечислении сумм платежа со счета плательщика в банке – день списания банком платежа со счета плательщика независимо от времени зачисле­ния сумм на соответствующий счет;

при перемещении товаров через таможенную границу Рес­публики Беларусь – день принятия таможенной декларации та­моженным органом Республики Беларусь.

Налоговое обязательство считается выполненным со дня уп­латы платежа. С этого момента прекращается начисление пени за просрочку платежей.

Порядок и условия уплаты республиканских налогов, сборов, пошлин устанавливаются налоговым законодательством.

Порядок и условия уплаты местных налогов и сборов уста­навливаются актами налогового законодательства местных орга­нов власти.

Сумма платежа, не внесенная в бюджет в установленный срок, считается недоимкой.

Неисполнение, несвоевременное или ненадлежащее испол­нение налогового обязательства дают основание налоговому орга­ну выставить требование об уплате налога, сбора, пошлины на­логоплательщику или иному обязанному лицу.

Требование об уплате налога, сбора, пошлины в связи с пе­ремещением товаров через таможенную границу Республики Бела­русь выставляется в порядке, установленном Налоговым кодек­сом и с учетом особенностей, установленных Таможенным кодексом.

Бесспорное списание банком платежей по решению органа взыскания производится лишь в случае невыполнения или ненад­лежащего исполнения в установленный срок требования об упла­те налога, сбора, пошлины.

Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает, что взимание причитающихся сумм может производиться с рублевых и (или) валютных счетов. Однако с бюджетных и ссудных счетов, а также с депозитных счетов субъекта, по которым не истек срок депо­зитного договора, взыскание средств не производится.

При отсутствии денежных средств на счетах должника – юри­дического лица взыскание обязательных платежей в бюджет, в целевые бюджетные и внебюджетные фонды может быть обращено на другие финансовые активы не­зависимо от места их расположения в бесспорном порядке, а на иное имущество – в судебном порядке.

К финансовым активам должника, кроме средств на счетах в банках, относятся: наличные деньги и иностранная валюта в кассе должника; дорожные и иные чеки в иностранной валюте; ценные бумаги (акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, чеки «Имущество» и др.); подотчетные суммы в национальной валюте; страховые полисы; потребительский кредит, предостав­ляемый субъектом хозяйствования своим работникам.

При недостаточности денежных средств, другого имущества для погашения задолженности по обязательным платежам в пол­ном объеме у ликвидируемого субъекта хозяйствования остаю­щаяся задолженность погашается собственниками (учредителями, участниками) должника при условии, что они несут субсидиар­ную ответственность в соответствии с законодательством респуб­лики, уставом, учредительными документами.

При недостаточности денежных средств и других финансовых активов взыскание налога, сбора, пошлины обращается на иное имущество должника и производится через хозяйственный суд.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица, несут ответственность по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на пра­вах собственности.

Исполнение налогового обязательства осуществляется непос­редственно налогоплательщиком или возлагается на иное обязан­ное лицо. К иным обязанным лицам могут относиться: дебиторы должника; ликвидационная комиссия ликвидируемого предприя­тия; участники ликвидируемого налогового партнерства; участ­ники, учредители ликвидируемого предприятия, в том числе при создании ими нового предприятия; преемники реорганизованного предприятия; предприятие, организация, возникшие в результа­те слияния нескольких предприятий или присоединения предпри­ятия к другому, а также предприятия, образовавшиеся в ре­зультате разделения предприятия; наследник (наследники) умер­шего физического лица; лица, уполномоченные органом опеки и попечительства.

§ 4. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога.

Способы обеспечения можно классифицировать по функционально-целевому критерию на способы обеспечения добровольной уплаты налогов (залог имущества, поручительство и пеня) и способы обеспечения принудительного взыскания налогов (приостановление операций по счетам в банке и арест имущества).

Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержатель), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (ст. 73 НК РФ).

Поручительство — обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, где поручителем могут выступать как юридические, так и физические лица. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Это означает, что налоговые органы вправе направить требование об уплате непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. После исполнения поручителем взятых на себя обязательств к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).

Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также мер ответственности за налоговые правонарушения.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога. Таким образом, уплату пеней законодатель связывает не с налоговым или отчетным периодом, а со сроком уплаты налога. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или же на имущество наложен арест. Взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном (ст. 75 НК РФ).

Следует отметить, что правовая природа пени в гражданском и налоговом законодательстве кардинально различается и поэтому нормы гражданского законодательства, регулирующие институт пени, в налоговых правоотношениях применяться не могут <*>.

<*>В данном случае речь идет исключительно о пенях как способах обеспечения исполнения налоговой обязанности, установленной ст. 75 НК РФ. Налоговое законодательство использует пеню и в качестве штрафных санкций, налагаемых согласно ст. ст. 133 и 135 НК РФ за нарушения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Гражданско-правовая доктрина и законодательство определяют пеню как вид неустойки, то есть меру ответственности, взыскиваемую в судебном порядке. Таким образом, пеня в гражданских правоотношениях выполняет карательно-штрафную функцию и представляет собой санкцию, при наложении которой учитывается принцип однократности наказания. Пеня как налогово-правовая категория выступает в качестве меры обеспечительного характера, взыскиваемой наряду с недоимкой. Таким образом, пеня в налоговых правоотношениях не является мерой ответственности, ее функция — компенсационно-восстановительная. Как видим, ситуация с пеней лишний раз подтверждает правило, что содержание любого отраслевого термина должно определяться лишь применительно к конкретным правоотношениям.

«По смыслу ст. 57 Конституции РФ — отметил КС РФ, — налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщиков вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона и не противоречит Конституции РФ. С другой стороны, налоговые санкции в виде штрафов по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое

правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности» (Постановление КС РФ от 17.12.96 N 20-П). Таким образом, КС РФ приравнял пеню в сфере налогообложения к недоимке, то есть к «основному долгу» налогоплательщика перед государством.

В другом Постановлении КС РФ подчеркнул, что «в целях обеспечения выполнения публичной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения этой обязанности, законодатель вправе устанавливать меры налогового принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Эти меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)» (Постановление КС РФ от 15.07.99 N 11-П).

Таким образом, меры налогового принуждения налоговыми санкциями не исчерпываются. На наш взгляд, предусмотренные налоговым законодательством меры налогового принуждения включают как минимум три разновидности: 1) меры пресечения (арест имущества, изъятие вещей и документов, приостановление операций по банковским счетам и др.); 2) меры восстановительного характера (взыскание недоимки и пени); 3) меры ответственности (взыскание налоговых санкций).

Специфика пени как меры восстановительного характера в отличие от налоговой санкции, с одной стороны, и пени как формы неустойки в гражданском законодательстве — с другой, состоит в следующем.

Во-первых, отсутствует причинно-следственная связь между начислением пени и налоговым правонарушением, выступающим единственным законным основанием налоговой ответственности. То есть пеня не является налоговой санкцией. Действительно, налоговая санкция всегда представляет собой ответ государства на налоговое правонарушение, карательная функция налоговой ответственности предполагает возмездие. Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Нет правонарушения — нет и ответственности. Как видим, налоговое правонарушение и налоговая санкция имманентно связаны между собой как причина и следствие, где первое выступает необходимой предпосылкой и основанием второго.

В то же время основанием для взыскания пени выступает не правонарушение, а недоимка — несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога. Нередки ситуации, когда пеня взыскивается без привлечения лица к налоговой ответственности, то есть мы имеем дело с объективно-противоправными деяниями. Следовательно, взыскание пени обусловлено исключительно просрочкой исполнения налоговой обязанности, независимо от того, является просрочка результатом правонарушения или нет.

Во-вторых, для начисления пени не имеет значения виновность налогоплательщика. В п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» специально подчеркивается, что в силу ст. ст. 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение. В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст. ст. 72 и 75 НК РФ).

В-третьих, в то время как налоговые санкции выполняют карательно-штрафные и превентивно-воспитательные функции, функционально-целевое назначение пени несколько иное: компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Главная задача пени состоит в том, чтобы добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать нарушителя. Как верно замечает В.Д. Ардашкин, назначение восстановительных мер принуждения состоит в том, чтобы «восстановить нормальные правовые связи и отношения путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не выполненной юридической обязанности» <*>.

<*>Ардашкин В.Д. О принуждении по советскому праву // Сов. государство и право. 1970. N 7. С. 37.

В-четвертых, санкции — это всегда дополнительное обременение для нарушителя, в то время как применение восстановительных мер означает лишь принудительное исполнение основной обязанности. Взыскание пени не выходит за рамки налогового обязательства как такового, то есть у пени и недоимки одна правовая природа. Условно говоря, пеня — это и есть недоимка, «возросшая» за время просрочки по уплате налога (точнее, пеня представляет собой этот «прирост» недоимки).

«Восстановление нарушенного права предполагает достижение определенной эквивалентности, то есть предоставление потерпевшему субъекту объема прав, который он потерял в результате правонарушения. Однако это не является ответственностью, поскольку здесь нет дополнительных обременении для правонарушителя, помимо исполнения им обязанности, существовавшей до правонарушения» <*>.

<*>Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998. С. 18-19.

В отличие от пени налоговые санкции по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового; они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (Постановление КС РФ от 17.12.96 N 20-П).

В-пятых, размер пени как формы неустойки нормативно не лимитирован и устанавливается договором, стороны которого могут определить размер пени достаточно произвольно, не привязывая его к каким-либо объективным показателям (ставка рефинансирования, уровень инфляции и т.д.). Размер пени как меры обеспечения налоговой обязанности устанавливается императивно законом и принимается равной 1/300 действующей во время просрочки уплаты налога ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). При этом в отличие от применения налоговых санкций размер пеней не увязывается с наличием объективных или иных причин, в том числе и форс-мажорных. Уменьшение размера начисленных пеней вследствие явной несоразмерности их общей сумме недоимки не допускается.

Исчисление пени можно представить формулой П = Н х Р/300 х Т, где П — размер пени, Н -сумма недоимки, Р — ставка рефинансирования, Т — период просрочки. Если в период просрочки ставка рефинансирования изменяется, то данный период разбивается на части и пеня рассчитывается отдельно по каждой из них.

В-шестых, взыскание штрафных санкций (включая пеню как меру гражданско-правовой ответственности) возможно только в судебном порядке; в налоговом праве применяется упрощенный порядок взыскания пени, применяемый при взыскании недоимки. В частности, пеня с налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке. Кроме того, трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) установлен только в отношении налоговых санкций, поэтому не может применяться к отношениям по взысканию недоимки и пени. Истечение срока давности исключает возможность привлечения нарушителя к налоговой ответственности, но не освобождает его от обязанности уплатить недоимку и пени. Таким образом, обязанность по уплате пени носит бессрочный характер.

В-седьмых, при применении пени как санкции должен учитываться принцип однократности наказания: за одно и то же нарушение не может применяться двойная ответственность, то есть две меры гражданско-правовой ответственности <*>. Одновременное же наложение налоговой санкции и пени не нарушает принципа однократности наказания, поскольку в таком случае применяются не две санкции, а санкция и восстановительная мера, обеспечивающая исполнение налоговой обязанности.

<*>Данное положение выработано судебно-арбитражной практикой и носит характер важнейшего судебного прецедента (См.:, в частности, Постановления Президиума ВАС РФ от 16.09.97 N 3077/97, от 10.03.98 N 5002/97, от 20.04.99 N 7222/98 и др.).

Приостановление операций по счетам в банке представляет собой прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика или налогового агента. Эта мера применяется для обеспечения исполнения решения о принудительном взыскании налога.

Согласно ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика могут быть приостановлены в трех случаях: 1) организация своевременно не выполняет требование налогового органа об уплате налогов; 2) организация или индивидуальный предприниматель не

представляют налоговую декларацию в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока; 3) организация или индивидуальный предприниматель отказываются представить налоговые декларации. В последних двух случаях приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиками налоговой декларации.

Таким образом, в отношении индивидуального предпринимателя приостановление операций по его счетам в банке может быть применено только в случае непредставления или отказа от представления в налоговый орган налоговой декларации, в отношении же организации эта мера применяется также и в целях обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней. Поскольку ст. 76 НК РФ не содержит специальных правил о порядке применения указанной меры к налогоплательщикам — индивидуальным предпринимателям, при разрешении споров, связанных с приостановлением операций по их банковским счетам, судам необходимо руководствоваться положениями НК РФ, регламентирующими порядок приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков-организаций <*>.

<*>См.: п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// Вестник ВАС РФ. 2001. N7.

Решение о приостановлении операций должно быть доведено до сведения налогоплательщика — под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения решения. Приостановление операций налогоплательщика-организации по счетам в банке действует с момента получения банком соответствующего решения и до его отмены. Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение лицом решения о взыскании налога.

Банк не отвечает за убытки, понесенные организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Арест имущества — действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество <*>.

<*>Приказом МНС РФ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полный арест имущества предполагает такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа. Частичный арест — ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа.

Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущество. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной — необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности. Таким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.

Арест имущества производится с санкции прокурора при обязательном участии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при аресте имущества лично либо в лице своего представителя. В ночное время проведение ареста не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием

наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности — их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового (таможенного) органа при прекращении обязанности по уплате налога.

Обеспечение исполнения налогового обязательства: понятие и общие положения

Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) закрепляется обязанность по уплате налоговых платежей как физическими, так и юридическими лицами. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ плательщики налогов должны самостоятельно производить перечисления, если в нормах налогового законодательства не содержится других требований.

Чтобы обеспечить стабильную, своевременную и полную выплату налогов, в главе 11 НК РФ закреплены меры, которые призваны повлиять на налогоплательщиков и стимулировать их добросовестно выполнять обязанности. Определения рассматриваемого понятия не приводится в нормативных актах, однако, исходя из анализа перечня мер и их существа, можно его вывести.

Выполнение обязательств обеспечивается установленными главой 11 НК РФ мерами воздействия на плательщиков налогов, которые стимулируют их к правильному и своевременному перечислению в бюджет установленных законом сборов, предусматривают неблагоприятные последствия при игнорировании обязательств.

Меры обеспечения предусмотрены ст. 72–77 НК РФ. Разберем каждую из них.

Залог имущества

Порядок применения данной меры раскрыт в ст. 73 НК РФ. Имущество становится предметом залога при заключении между лицом, обязанным платить налог, либо иным лицом соответствующего соглашения с ФНС.

Согласно п. 21 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее — Порядок), для оформления соглашения лицо должно подать заявление в ФНС. Его форма содержится в приложении № 9 к Порядку. Кроме того, необходимо написать согласие на залог (приложение № 8 к Порядку).

Залогодержателем выступает ФНС, а залогодателем – тот, кто заключает с налоговой договор, то есть налогоплательщик или третье лицо. Договор не может быть устным, обязательна письменная форма. В противном случае он признается недействительным, то есть каких-либо юридических последствий при наличии устных договоренностей не возникает (ст. 339 ГК РФ).

Залог оформляется, если сторонами изменен срок уплаты налогов, по правилам п. 5 ст. 61 НК РФ. В силу п. 7 ст. 73 НК РФ к правоотношениям по залогу применяются нормы ГК РФ с учетом ограничений, которые приводятся в нормах НК РФ.

Если после заключения соглашения обязательство уплатить сборы налогоплательщиком не выполняется, ФНС вправе обратить взыскание на имущество, являющееся предметом залога.

Предметом может быть любое имущество либо имущественные права. Однако в силу ст. 336 ГК РФ запрещен залог изъятых и ограниченных в обороте вещей (оружие, наркотики, некоторые лекарства и т. д.). Кроме того, нельзя заложить связанные с личностью кредитора права, в частности, право требования перечисления алиментов, возмещения вреда жизни или здоровью.

Поручительство

Суть поручительства состоит в том, что поручитель несет обязанность перед ФНС уплатить налог за должника, если тот не исполнил обязательство либо исполнил его не в полной мере.

Поручительство оформляется только в случае, если налоговым органом принято решение об изменении сроков исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей.

Несмотря на то что в п. 1 ст. 74 НК РФ указывается, что поручительство может оформляться и в иных предусмотренных законом случаях, ни одного нормативного акта, закрепляющего такие случаи, не принято.

Таким образом, поручительство может быть оформлено, только если срок уплаты налога перенесен на более поздний срок, путем рассрочки, отсрочки, налогового кредита, на основании решения налоговых органов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 63 НК РФ).

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

ВАЖНО! Если решение о переносе срока уплаты налога не принималось, то и оснований для применения поручительства не возникает.

Чтобы оформить поручительство, требуется заключить договор с ФНС. Для этого необходимо написать согласие на поручительство и заявление (приложения № 8, 9 к указанному выше Порядку). К рассматриваемым отношениям применимы нормы, содержащиеся в параграфе 5 ГК РФ.

Если после заключения соглашения налогоплательщик не производит налоговые платежи, поручителю от ФНС в течение 5 дней направляется требование об оплате. Если поручитель выполняет его, то получает право требования к налогоплательщику о возврате этих сумм.

Наложение ареста на имущество налогоплательщика

Возможность ареста имущества предусмотрена положениями ст. 77 НК РФ. Это способ обеспечить выполнение решения о взыскании налога. Право собственности должника (обязательно организации) в отношении имущества временно приостанавливается, и оно не может быть продано, подарено, иным образом отчуждено.

Оснований для наложения ареста два:

  1. Он накладывается, если организация не перечислила налог в срок.
  2. Мера применяется только тогда, когда у налоговых органов есть данные о возможности принятия должником мер по сокрытию имущества.

Допускается как полный арест, так и частичный (п. 3 ст. 77 НК РФ).

Данная обеспечительная мера не может быть наложена до вынесения решения о взыскании с организации налога, пеней, штрафа. Кроме того, до наложения ареста применяется взыскание средств со счетов налогоплательщика.

Постановление об аресте принимает руководитель организации или его заместитель. При проведении процедуры участвуют понятые, представитель организации. Всем участникам разъясняются их права. Перед тем как применить арест, представителю организации предъявляется решение об этом, санкция прокурора (п. 9 ст. 77 НК РФ). Процесс протоколируется, а имущество описывается.

Банковская гарантия

Если изменены сроки исполнения обязанности по уплате налога (на основании решения налогового органа), то обязательство может обеспечиваться банковской гарантией (п. 1 ст. 74.1 НК РФ).

Гарант (банк) несет обязанность перед ФНС уплатить налог и пени за плательщика налогов при поступлении соответствующего требования от налогового органа в течение 5 дней. Перечень гарантов ведет Минфин РФ. Перечень кредитных организаций, которые могут выступать гарантами, содержится на сайте данного государственного органа.

***

Таким образом, главой 11 НК РФ установлен перечень способов обеспечения обязанности по уплате налогов. Приведенные меры стимулируют налогоплательщиков к своевременной уплате установленных налоговым законодательством платежей в пользу государства.

10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

– залог имущества;

– поручительство;

– пени;

– приостановление операций по счетам в банке;

– наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Залог имущества. Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *