Ротация гражданских служащих

Ротация государственных служащих

По мнению автора статьи, подход к осуществлению ротации, использованный в законодательстве о службе в органах внутренних дел, по сравнению с законодательством о гражданской службе, демонстрирует гораздо большую субъективность, оставляет больше вопросов на усмотрение руководителя и тем самым ставит подчиненных сотрудников в прямую зависимость от него.

Ротация государственных служащих рассматривается в мировой практике в качестве одного из важных средств противодействия коррупции <1>. Необходимость ротации служащих, занимающих должности, обладающие высокой степенью коррупциогенности, связана с тем, что служащий, занимающий такую должность, в течение времени практически неизбежно обрастает многочисленными связями и знакомствами с должностными лицами других государственных органов, руководителями коммерческих организаций и т.п., которые могут подтолкнуть его к совершению коррупционных действий.

<1> Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // Международное публичное и частное право. 2008. N 5.

При этом в условиях, когда и высокопоставленные представители властных структур, и руководители частных организаций, заинтересованные в совершении каких-либо действий со стороны первых, лично и достаточно близко знакомы друг с другом, вероятность коррупционных проявлений заметно возрастает.

Связано это с исчезновением страха разоблачения противоправных действий, поскольку в коррупционной цепочке задействованы только «свои» люди; сложностью отказа в просьбах хорошо знакомым людям и тем более друзьям и т.п.

Ротация государственных гражданских служащих в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 3 ч. 2 ст. 60). Однако каких-либо норм, регулирующих проведение этой ротации, Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого целостный механизм ротации государственных гражданских служащих в этот период создан не был. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период осуществлялась, однако не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы носила «добровольно-принудительный» характер для затрагиваемых ею государственных служащих.

Все это повлекло за собой закрепление в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» в качестве одного из направлений реформы внедрения и совершенствования механизмов ротации государственных служащих <2>.

<2> Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» (ред. от 12.01.2010).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в пп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460.

В результате в целях правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются федеральными законами о видах государственной службы.

В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких Законах. Сначала ротация сотрудников органов внутренних дел была предусмотрена в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Спустя неделю был подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 06.12.2011 N 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», которым соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Притом вопросы ротации государственных гражданских служащих урегулированы в настоящее время гораздо более детально, чем вопросы ротации сотрудников ОВД.

Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в новой ст. 60.1 «Ротация гражданских служащих». Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Здесь надо сказать, что утверждение авторов Закона о том, что ротация повышает эффективность гражданской службы, является достаточно спорным.

Дело в том, что перевод служащего на другую, даже аналогичную должность гражданской службы, тем более в другом регионе (а именно такая ротация рассматривается в Законе в качестве основной), в большинстве случаев влечет снижение эффективности его работы в первоначальный период (который может быть достаточно продолжительным), что связано с его устройством на новом месте; ознакомлением с ситуацией и стоящими перед ним по новой должности проблемами; знакомством с коллективом и нахождением наиболее эффективных контактов с сотрудниками и т.п.

Так, И.Н. Кошелев, говоря о проблемах ротации сотрудников ОВД, пишет: «В частности, у сотрудников исчезает возможность лучше ознакомиться с коллективом, усложняется установление взаимного доверия и, как следствие, нарушаются дружеские отношения, затрудняется получение необходимой информации, снижается ответственность за выполняемую работу, исключается возможность создания совместных структур и разработка сложных долгосрочных программ» <3>. Поэтому эффективность государственной службы в результате произведенной ротации может как повышаться, так и понижаться. В то же время, как уже отмечалось выше, ротация в большинстве случаев способствует понижению уровня коррупции в государственном управлении, и именно это является ее основной целью. Так или иначе, ч. 1 ст. 60.1 предусматривает два вида ротации государственных гражданских служащих: внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

<3> Кошелев И.Н. Административный контроль в механизме противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2008. N 1.

Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

В указанный перечень в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Таким образом, приоритетом вводимой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами Российской Федерации. Очевидно, законодатель предполагает, что коррупциогенность именно этих должностей федеральной государственной гражданской службы наиболее высока.

Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

При этом Закон устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Схожий подход к определению ротируемых должностей был использован и в системе органов внутренних дел. В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность.

Таким образом, и применительно к данному виду службы законодатель презюмировал наибольшую коррупциогенность должностей руководителей территориальных подразделений. В то же время в отличие от Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Закон о службе в органах внутренних дел не предусматривает возможность ротирования служащих, замещающих иные должности.

Одним из наиболее сложных вопросов, встававших при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службы, берущим свои основы в международно-правовых актах, является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).

В частности, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. Соответственно, возникал вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?

В законодательстве о государственной гражданской службе и о службе в органах внутренних дел были использованы различные подходы к решению вышеозначенной проблемы. Так, авторы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установили, что в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.

Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД авансом дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной недавно Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации (Приложение к Приказу МВД России от 19.01.2012 N 34): сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.

Принципиально иной подход был использован на государственной гражданской службе. В соответствии с внесенными изменениями с момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от 3 до 5 лет. За три месяца до истечения этого срока гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта, соответственно, уже на новую должность гражданской службы.

Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Таким образом, ротация на государственной гражданской службы не будет являться системой переводов гражданских служащих, а будет представлять собой механизм перезаключения срочных служебных контрактов.

Это не значит, конечно, что согласие гражданских служащих при ротации не будет требоваться вовсе (так же, как и на службе в органах внутренних дел). Поскольку служебный контракт являет собой результат двустороннего волеизъявления — гражданского служащего и представителя нанимателя, — заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, естественно, невозможно. Однако, если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт просто не будет заключен и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.

Часть 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает уважительные причины отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. Таковыми могут быть:

  1. наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  2. невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Поскольку во втором случае подтверждением невозможности проживания членов семьи гражданского служащего также выступает заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинское заключение, следует предположить, она также может быть связана с состоянием здоровья членов семьи служащего. Никаких других уважительных причин отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации Закон не предусматривает. Следовательно, таковыми не может выступать, например, невозможность трудоустройства супруга (супруги) на новом месте, невозможность продолжения обучения детей и т.п. При этом Закон не предусматривает никаких гарантий для нетрудоустроенных членов семьи гражданского служащего.

Надо сказать, что даже отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам не будет являться основанием оставления его на старой должности. В этом случае ему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего.

В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Формулировка вышеприведенных норм также оставляет поле для вопросов, так как из нее неясно: обязан ли представитель нанимателя в рассматриваемой ситуации предложить отказнику иную вакантную должность гражданской службы или нет. С одной стороны, Закон требует предложить иную вакантную должность (должна быть предложена). С другой — в следующем предложении рассматривается вариант непредоставления служащему иной должности гражданской службы.

Допустимым толкованием может быть следующее: служащему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы, однако возможен вариант ее непредоставления, если вакантные должности (с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего) отсутствуют. Однако прямо это в Законе не сказано.

Что же касается службы в органах внутренних дел, то возможность отказаться от перевода в порядке ротации сохраняется и у сотрудников этой системы. Последствия такого отказа на первый взгляд такие же, как и на гражданской службе.

В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа — уволен со службы в органах внутренних дел. Однако Закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отличие от Закона о гражданской службе, не предусматривает никакого перечня уважительных причин отказа от перевода в порядке ротации, что является не просто пробелом, а очевидным коррупциогенным фактором.

Что еще хуже, вышеприведенная формулировка оставляет простор для толкования: каковы последствия признания причины отказа сотрудника ОВД от перевода в порядке ротации уважительной. Если она будет истолкована правоприменителем в том смысле, что в случае отказа сотрудника ОВД от перевода в порядке ротации по уважительной причине он может быть оставлен на прежней должности, коррупциогенность нормы становится крайне высокой.

И наконец, ч. 12 ст. 30 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в принципе содержит лишь возможность (формулировка Закона «может быть») перевода отказавшегося от перевода в порядке ротации без уважительных причин сотрудника ОВД на нижестоящую должность, а также его увольнения. То есть руководитель такого служащего, исходя из буквальной формулировки Закона, может по своему субъективному решению оставить его на прежней должности.

В целом можно констатировать, что подход к осуществлению ротации, использованный в законодательстве о службе в органах внутренних дел, по сравнению с законодательством о гражданской службе, демонстрирует гораздо большую субъективность, оставляет больше вопросов на усмотрение руководителя и тем самым ставит подчиненных сотрудников в прямую зависимость от него. Несложно представить, какой уровень коррупции потенциально могут породить эти положения Закона в органах внутренних дел.

Несомненным преимуществом, с точки зрения служащего, Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является тот факт, что в случае отказа его от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам и в связи с этим увольнением с гражданской службы ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Уволенным в схожей ситуации сотрудникам ОВД никакой компенсации не полагается. В то же время в некоторых аспектах реализация положений Федерального закона от 06.12.2011 N 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» о ротации видится пока неясной.

Дело в том, что в настоящее время подавляющее большинство должностей государственной гражданской службы замещены на бессрочной основе. При осуществлении перехода к замещению их на основе ротации неизбежно возникнет вопрос о перезаключении контрактов с замещающими их лицами на срочные. Каким образом это будет осуществляться, из Закона сделать вывод нельзя. Здесь видятся два пути, но оба имеют свои недостатки.

Первый: предложить гражданским служащим, чьи должности войдут в перечень, перезаключить служебные контракты на срочные. Однако, поскольку никаких законодательных требований на этот счет не установлено, многие из них вполне могут отказаться от перезаключения контрактов, и принудить их к этому (правовыми средствами) будет невозможно.

Второй: осуществлять замещение ротируемых должностей на срочной основе, так сказать, «естественным» путем, не перезаключая контракты со служащими, замещающими их в настоящее время, но при освобождении их принимать новых лиц уже по срочному служебному контракту. Однако такой «естественный» процесс может затянуться на десятилетия, что вряд ли соответствует поставленным перед институтом ротации целям.

Поскольку рассматриваемые положения Закона о гражданской службе предусматривают в том числе возможность назначения гражданских служащих в порядке ротации на должности гражданской службы в другой местности, ст. 52 «Основные государственные гарантии гражданских служащих» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» была дополнена новыми гарантиями.

Так, п. 9.1 ч. 1 ст. 52 предусматривается, что при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, ему гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом его самого и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, — за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы.

В соответствии с п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гарантируется обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения — возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения.

Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации были внесены изменения в ст. 83 Жилищного кодекса РФ, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Теперь в случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации.

Реализация вышеуказанных гарантий, естественно, потребует существенных расходов, которые должны быть заложены в федеральный и региональные бюджеты. В связи с этим вступление в силу положений, регулирующих ротацию на гражданской службе, предполагается с 01.01.2013.

Согласно Финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» для введения механизма ротации на гражданской службе необходимо предусмотреть дополнительные ассигнования федерального бюджета на эти цели в размере 322,5 млн руб. (в расчете на год).

Фактически расходы на ротацию, по всей видимости, будут больше. Связано это, во-первых, с тем, что расчет данной суммы был произведен исходя из уровня цен и других выплат по состоянию на 2009 г. (в 2013 г. они с учетом среднегодового уровня инфляции будут, очевидно, на 20 — 30% больше).

Во-вторых, финансово-экономическое обоснование делалось исходя из численности только руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательной ротации ежегодно, между тем, как уже отмечалось выше, количество ротируемых должностей может быть увеличено и в ряде случаев осуществление ротации по ним также может оказаться связано с переездом в другую местность (пусть даже в пределах одного субъекта Российской Федерации).

В-третьих, в финансово-экономическом обосновании были учтены не все расходы, которые могут возникнуть у государственных органов в связи с введением института ротации, в частности, не учтена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, полагающаяся гражданским служащим, увольняемым с гражданской службы в случае отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам и от иной вакантной должности. Таким образом, реальные расходы только федерального бюджета на осуществление ротации федеральных государственных гражданских служащих (в случаях, если этим служащим действительно будут компенсироваться все необходимые расходы по их фактической стоимости) могут превысить только в 2013 г. полмиллиарда рублей. Впрочем, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова <1>, при ежегодном коррупционном обороте в России в 300 млрд долл. такой уровень расходов на ротацию принципиального значения не имеет.

Ротация гражданских служащих: что нового?

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018)»О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.

В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории «руководители» в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители», исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, — по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.

В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).

Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке — за три месяца.

Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия — 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).

Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).

Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.

8. Ротация гражданских служащих

  • •Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
  • •I sbn 978-5-8036-0490-7 государственной службы, 2012
  • •Введение
  • •Тема 1. Понятие и система государственной службы. Понятие муниципальной службы
  • •1. Понятие и система государственной службы
  • •Цели государственной службы1
  • •2. Виды государственной службы
  • •3. Муниципальная служба
  • •4. Служба в международных организациях
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 2. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы
  • •1. Предмет служебного права
  • •2. Система источников служебного права
  • •3. Конституционно-правовые основы государственной службы
  • •4. Федеральное законодательство по вопросам государственной службы
  • •5. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы
  • •6. Законодательство по вопросам муниципальной службы
  • •Федеральный закон «о муниципальной службе Российской Федерации
  • •Законы и нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по отдельным вопросам муниципальной службы
  • •7. Принципы государственной и муниципальной службы
  • •Окончание табл. 3.2
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 3. Должности государственной и муниципальной службы
  • •1. Понятие государственной должности
  • •2. Федеральные государственныедолжности. Государственные должности субъектовРоссийской Федерации. Муниципальные выборные должности
  • •3. Должности государственной службы
  • •Классификация должностей государственной гражданской службы
  • •Составы военнослужащих и воинские звания
  • •Примерное соответствие должностей и званий в российской армии
  • •4. Должности муниципальной службы
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 4. Правовой статус гражданских и муниципальных служащих1
  • •1. Государственно-служебное правоотношение
  • •2. Комплекс основных прав гражданских и муниципальных служащих
  • •3. Основные обязанности гражданских и муниципальных служащих
  • •4. Требования к служебному поведению
  • •5. Ограничения на гражданской и муниципальной службе
  • •6. Запреты на гражданской и муниципальной службе
  • •7. Гарантии для гражданских и муниципальных служащих
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 5. Прохождение гражданской и муниципальной службы
  • •1. Сущность прохождения гражданской и муниципальной службы
  • •2. Должностной регламент
  • •3. Поступление на гражданскую и муниципальную службу
  • •4. Конкурс как способ замещения должности гражданской и муниципальной службы
  • •Участвует
  • •5. Кадровый резерв на гражданской службе
  • •6. Квалификационный экзамен
  • •7. Аттестация гражданских и муниципальных служащих
  • •8. Ротация гражданских служащих
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 6. Управление государственной и муниципальной службой
  • •1. Задачи управления государственной службой
  • •2. Федеральные органы по вопросам государственной службы, их полномочия
  • •3. Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации
  • •7.4. Управление муниципальной службой
  • •5. Кадровая работа на государственной и муниципальной службе
  • •6. Подготовка к государственной и муниципальной службе
  • •7. Дополнительное профессиональное образование гражданских и муниципальных служащих
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 7. Обеспечение дисциплины и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе
  • •8.1. Общие положения об ответственности гражданских и муниципальных служащих
  • •2. Дисциплинарная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • •3. Дисциплинарная коррупционная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • •4. Административная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • •5. Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • •6. Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
  • •Динамика индекса восприятия коррупции TrasparencyInternationalдля России1
  • •7. Поощрения на государственной и муниципальной службе
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 8. Служебный контракт. Условиягражданской и муниципальной службы
  • •1. Понятие служебного контракта и его содержание
  • •2. Служебные споры
  • •3. Служебное время и время отдыха на гражданской и муниципальной службе
  • •4. Организация оплаты труда на гражданской и муниципальной службе
  • •Установленные федеральные районные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, сходящих в Сибирский федеральный округ
  • •5. Медико-социальная помощь гражданским и муниципальным служащим
  • •6. Пенсионное обеспечение гражданских и муниципальных служащих
  • •7. Государственная защита гражданских и муниципальных служащих
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 9. Перспективы развития и реформирования государственной и муниципальной службы
  • •1. Федеральные программы реформирования и развития государственной службы
  • •Целевые индикаторы и показатели федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)»
  • •2. Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы в субъектах Российской Федерации
  • •Сроки действия программ развития государственной гражданской службы субъектов рф, входящих в Сибирский федеральный округ
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список Основная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Заключение
  • •Приложения Приложение 1 Законы субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе
  • •Приложение 2 Законы субъектов Российской Федерации о муниципальной службе
  • •Приложение 3 Численность, укомплектованность должностей и среднемесячная заработная плата федеральных гражданских служащих по ветвям власти (конец марта 2015 г.)1
  • •Приложение 4 Численность и укомплектованность должностей государственных гражданских служащих на региональном уровне и муниципальных служащих (конец марта 2015 г.) 1
  • •Приложение 5 Соотношение присваиваемых на федеральной государственной гражданской службе классных чинов и дипломатических рангов
  • •Окончание прил. 5
  • •Приложение 6 Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению1
  • •Окончание прил. 6
  • •Приложение 7 Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации1
  • •Приложение 8 Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих на региональном уровне и муниципальных служащих в исполнительных органах (конец марта 2015 г.) (Извлечения)
  • •Окончание прил. 8
  • •Приложение 9 Примерная структура должностного регламента
  • •I. Общие положения
  • •II. Описание должности
  • •III. Принятие решений и организация служебного взаимодействия
  • •IV. Квалификационные требования
  • •V. Показатели эффективности и результативности деятельности
  • •Приложение 10 Уведомление представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений
  • •Максим Юрьевич Зенков Государственная и муниципальная служба
  • •630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6.

Ротация гражданских служащих

Добрый день, Марк!

Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:

— Законом N 58-ФЗ;

— Законом N 79-ФЗ;

— Рекомендациями Минтруда России от 30.04.2013 «Методические рекомендации — 3.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Рекомендации).

Ротация — это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 2.2 Рекомендаций). Ее цель — повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Важно! Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания (п. 2.3 Рекомендаций).

В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории «руководители», обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).

Перечни указанных должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, если эти органы находятся в подчинении Президента РФ или Правительства РФ.

Если территориальный орган федерального органа исполнительной власти находится в ведении федерального министерства, перечни утверждаются руководителем федерального органа по согласованию с федеральным министром (ч. 2.1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 3.3 Рекомендаций).

Ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации в данном случае является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ. Указанные перечни формируются на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).

В федеральных органах исполнительной власти ротация может проводиться по должностям, перечень которых формируется на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти и утверждается Президентом РФ или Правительством РФ (п. п. 1, 2 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация в других федеральных государственных органах возможна по утвержденным Президентом РФ перечням должностей, которые формируются на основе предложений руководителей этих органов в порядке, установленном Президентом РФ (п. 3 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа (в случаях, указанных в ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, необходимо согласование с федеральным министром) (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ). Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Пример составления проекта плана приведен в Рекомендациях. Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).

Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ (ч. 10 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

При проведении ротации гражданского служащего необходимо учитывать, в частности, следующее (п. 2.2 Рекомендаций):

— уровень его квалификации;

— его профессиональное образование;

— стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.

Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы. При этом учитываются уровень квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Такие выводы следуют из ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.

Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).

Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 8 ст. 60.1 данного Закона).

При отказе от замещения должности по указанным причинам гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Такие выводы следуют из ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.

Юридическая помощь по трудовым спорам, обращайтесь.

Спасибо сказали 24 человека

Скорректированы правила ротации государственных гражданских служащих

14 декабря 2018 г., пятница

Федеральный закон от 11.12.2018 N 461-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статьи 52 и 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих»

Федеральным законом, в частности:

предусматривается, что форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

исключается указание на то, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, при этом остается требование, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы;

с 3 до 6 месяцев увеличивается срок, за который представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы;

определяется, что перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе производится с его письменного согласия;

вводится дополнительное основание для отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

устанавливается, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы в отсутствие установленных законом причин служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта;

устанавливается, что право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ.

Ротация государственных гражданских служащих

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

  • – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”»;
  • – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
  • – Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
  • – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы», где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.

Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

  • – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
  • – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
  • – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
  • – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
  • – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
  • – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации:

  • 1. По объекту перемещений:
    • – ротация руководителей;
    • – ротация специалистов.
  • 2. По масштабу перемещений:
    • – «внутренняя» ротация – в пределах одного государственного органа;
    • – «внешняя» ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
    • – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
  • 3. Исходя из принципа федерализма:
    • – ротация в федеральных органах государственной власти;
    • – ротация в органах государственной власти субъектов РФ.
  • 4. По времени проведения:
    • – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
    • – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
    • – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
  • 5. По целям ротации делятся на перемещения для:

подготовки руководящих кадров в государственных органах;

  • – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
  • – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
  • – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
  • – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
  • – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
  • – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
  • – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
  • 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:
    • – «кольцевую» ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
    • – «безвозвратную» ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою «стартовую» должность гражданской службы;
    • – «рокировку», при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.

Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.

Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.

Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации:

  • – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
  • – медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:

  • 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.

В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм «движения» гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *