Исламская модель учета

Исламская модель бухгалтерского учета

Исламская модель. Входит в практику новой организации экономического сотрудничества исламских государств развивалась под сильным влиянием мусульманской религии. Главным сводом правил и предписаний, придерживаться которых должен каждый правоверный мусульманин, является шариат, основанный на Коране и Сунне, главных книгах ислама. Шариат обязывает не только соблюдать многочисленные религиозные традиции и ритуалы, руководствоваться определенными принципами в повседневной жизни, но также и предъявляет определенные требования к сфере финансов и ведению бизнеса. И страхование, как важная составляющая экономики, не является исключением. Традиционное страхование в том виде, в котором оно принято в Западном мире, является не соответствующим нормам шариата, а следовательно — запрещенным.

В коммерческом страховании присутствуют такие элементы, как риба (ростовщичество), мейсир (азарт) и гарар (неопределенность). Данные элементы неприемлемы с точки зрения шариата, хотя мусульманские правоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению, о степени присутствия этих факторов в традиционных отношениях страхователя и страховщика.

Хотя ислам накладывает на бизнес ряд ограничений, он одновременно проповедует экономическую активность. Логика проста: невнимательность к экономике может нанести вред самому исламу, поскольку будет ослаблена его финансовая база. На практике это означает конкретные запреты, и один из главных распространяется на гарар (gharar) — сделки, условия которых содержат неоправданный или чрезмерный риск, например когда результат зависит от наступления определенного случая. Из-за него, в первую очередь, существенного пересмотра требуют и классические страховые схемы. Еще одно известное ограничение запрещает рибу (riba) — ростовщичество, то есть займы под процент. Упрощенно говоря, нельзя за деньги покупать деньги, привлечение средств должно осуществляться на основе разделения как прибыли, так и рисков. Поэтому чаще всего исламские кредиты становятся совместным предприятием банка и заемщика, в классической финансовой трактовке напоминая прямые инвестиции.

Позволенные мусульманам финансовые операции обычно имеют аналоги в классическом западном бизнесе. Можно сказать, что выбираются схемы, наиболее справедливые и защищенные с точки зрения ислама. «Исследование Международного валютного фонда (МВФ), — подтверждает доцент МГИМО Ренат Беккин, — проведенное еще в 1987 году, показывает, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют справедливому распределению ресурсов, в меньшей степени подвержены рискам неликвидности и неплатежеспособности».

Исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

международный опыт

УДК 657

исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития

ВОРОНОВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры учета, статистики и аудита, Московский государственный институт (университет) международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия voronovaeu@gmail.com

Аннотация

В статье внимание акцентируется на социальной значимости бухгалтерского учета, этике как его неотъемлемой составляющей и влиянии духовной сферы на развитие учетных принципов и практик. Социальные, этические и духовные аспекты развития бухгалтерского учета рассматриваются на примере исламской учетной модели. В настоящее время данная модель является единственной, которая сформировалась и развивается под сильным влиянием религиозного фактора. В исламском обществе развитие теории бухгалтерского учета базируется в основном на положениях исламского закона (шариата), но может основываться и на других принципах, не противоречащих шариату. В статье рассматривается Кодекс этики, принятый Организацией по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов. Внимание уделяется принципу «маслахат», на который ориентируются бухгалтеры для принятия решений, связанных с конфликтом интересов. В статье рассматривается взгляд на социальную ответственность, подотчетность и раскрытие информации с позиции исламского бухгалтерского учета.

ключевые слова: бухгалтерский учет; ислам; принципы бухгалтерского учета; этика; социальная ответственность; подотчетность; закят.

islamic Accounting:

social, Ethical and Religious aspects

of Development

EKATERINA Y. VORONOVA,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Keywords: accounting; Islam; accounting principles; ethics; social responsibility; accountability; zakat.

Бухгалтерский учет воспринимается большей частью как практическая дисциплина, однако учетные практики — это не просто правила, которые определяют, каким образом числа должны записываться в учетные регистры и бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерский учет «вводит социальные категории экономических понятий, например, „прибыль», „доходы», „расходы», и таким образом представляет институты, существующие в этом обществе. Бухгалтерский учет создает особые финансовые и нефинансовые формы представления абстрактных социальных и организационных явлений, которые помогают постигать и преобразовывать мир» . Бухгалтерский учет возник и развивается в социальной сфере, а значит, с одной стороны, он подвержен влиянию общечеловеческих ценностей, а с другой — учетные практики сами оказывают влияние на мысли, взгляды, поступки и взаимодействие людей друг с другом.

В бухгалтерскую практику плотно включена этика. Именно этика отличает правильное от неправильного, плохое от хорошего, законное от незаконного. Бухгалтеры несут ответственность перед людьми и обществом за формирование достоверной информации для принятия экономических решений, поэтому этические принципы в бухгалтерской профессии имеют большое значение. Когда индивид выполняет свои обязанности, эффект от этого переносится на общество. Присутствие этики

в бухгалтерском учете является важнейшим фактором реального воздействия бухгалтерского учета на жизнь индивидов в обществе.

С социальной сферой тесно связана духовная сфера. Исторически на развитие бухгалтерского учета определенное влияние оказывало религиозное мировоззрение человека. Так, появление двойной записи связывают с итальянскими монахами Л. Пачоли (14451517), А. Сенизио (1348) и делла Пьетра (XV в.) . В настоящее время Ислам является той религией, постулаты которой лежат в основе норм и принципов учетной модели (или ее элементов), распространенной в арабских государствах Персидского залива, Иране, Афганистане, Пакистане, ряде исламских государств Юго-Восточной Азии и других государств с преобладанием населения, исповедующего ислам. Такая учетная модель называется «исламской» или «партнерской» моделью бухгалтерского учета (применяются оба названия).

Исламский бухгалтерский учет — это «процесс идентификации, оценки и передачи экономической и другой релевантной информации, основанный на исламском мировоззрении, этике и шариате (исламском законе), имеющий целью вынесение обоснованных суждений и решений потенциальными пользователями этой информации, а также усиление благосостояния общества и получение благословения Аллаха» .

В исламском обществе развитие теории бухгалтерского учета базируется в основном

исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития

на положениях исламского закона (шариата), но может основываться и на других принципах, не противоречащих шариату. Развитие теории учета может происходить как начиная с установления основанных на учениях ислама целей и рассмотрения этих целей в связи с современной учетной мыслью, так и, наоборот, начиная с изучения теории бухгалтерского учета на предмет принятия тех идей, которые сочетаются с шариатом.

Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (ААОИФИ) разработала Кодекс этики для бухгалтеров и аудиторов исламских финансовых институтов . Данный кодекс был представлен в качестве инструмента, который призван помочь развитию этического сознания у бухгалтеров. Суть Кодекса этики ААОИФИ заключается в том, что бухгалтеры, исповедующие ислам, должны соблюдать принципы и правила шариата, в том числе касающиеся ряда запретов (запрет на выплату или получение процентов, запрет на производство и торговлю алкоголем и других продуктов, ведущих к моральному разложению, запрет на незаконное обогащение (спекуляция, манипулирование спросом) и др. ), а также профессиональные этические принципы при условии, что они не противоречат шариату.

Кодекс этики ААОИФИ состоит из трех основных разделов: 1) шариатские основы бухгалтерской этики, 2) этические принципы бухгалтеров и 3) правила этичного поведения бухгалтеров.

В первом разделе расположены шариатские основы бухгалтерской этики — определяются принципы веры, на которых базируются этические принципы бухгалтеров. В Кодексе этики выделено семь таких принципов: честность, наместничество (человек — наместник Аллаха на земле), искренность, набожность, справедливость, боязнь Аллаха, подотчетность перед Аллахом.

Второй раздел содержит этические принципы бухгалтеров, которые являются основой для правил этичного поведения бухгалтеров, приведенных в третьем разделе. В Кодексе этики ААОИФИ содержатся следующие этические принципы: надежность, легитимность,

объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, поведение, основанное на вере, профессиональное поведение, технические стандарты.

В третьем разделе находятся минимальные требования этичного поведения, которые должны соблюдаться бухгалтерами в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Одна часть исламских этических принципов бухгалтера основывается исключительно на шариате. Например, для этического принципа «легитимность» в Кодексе этики предложены следующие правила этичного поведения:

1. Быть ответственным перед Аллахом, и эта обязанность имеет приоритет над всеми остальными обязанностями.

2. Знать принципы и правила шариата, особенно в отношении операций исламских финансовых институтов, для чего бухгалтер должен иметь надлежащее образование.

3. Быть ответственным за проверку финансово-хозяйственных операций на предмет религиозной легитимности с позиции принципов и правил шариата, которые были определены шариатским наблюдательным советом исламского финансового института.

4. Обеспечивать соблюдение принципов и правил шариата, как это определено шариатским наблюдательным советом исламского финансового института, при свершении сделок, финансово-хозяйственных операций и поведении в ходе выполнения профессиональных обязанностей; если что-то не соответствует шариату, это следует рассматривать как нелегитимное.

Другая часть исламских принципов бухгалтера соответствует и шариату, и бухгалтерской профессии. Так, для этического принципа «надежность» разработаны следующие правила этичного поведения:

1. Представлять и распространять релевантную финансовую и нефинансовую информацию честно, правдиво и с достаточным уровнем прозрачности.

2. Не разглашать конфиденциальную информацию за исключением случаев, предусмотренных законодательством или соответствующими стандартами бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов.

3. Воздерживаться от использования конфиденциальной информации для получения преимущества над другими.

4. Воздерживаться от любых действий и поведения, которые могут подорвать религиозные институты или этические принципы.

Бухгалтеры имеют обязательства перед различными заинтересованными лицами, такими как акционеры, инвесторы, кредиторы, работники организации, государство, общество в целом. Однако бухгалтер не может удовлетворять (часто противоречивые) запросы всех заинтересованных лиц в равной степени. В исламе на установление приоритетов в разрешении «конфликта интересов» в работе бухгалтера большое влияние оказывает принцип «мас-лахат», который представляет собой «термин исламской юриспруденции, имеющий отношение к принципам социальной гармонии» . Важным элементом маслахата является защита интересов, которые подразделяется на три уровня:

1. Основные интересы (религия, собственность, семья, потомство, интеллект). С точки зрения бухгалтерского учета с первым уровнем связано все, что касается надлежащего раскрытия бухгалтерской информации, на основе которой принимаются экономические решения.

2. Дополнительные интересы (общественные интересы). Бухгалтерам следует раскрывать финансовый и социальный эффекты деятельности компаний, занимающихся «проблемными» видами деятельности, такими как, например, производство и торговля алкоголем.

3. Интересы, повышающие качество жизни. В данном контексте бухгалтерские отчеты должны быть релевантными, надежными, объективными, своевременными и т.п. На первый взгляд, такие требования воспринимаются как само собой разумеющиеся, однако отчеты бывают фальсифицированными, ненадежными и др.

Все три уровня интересов взаимосвязаны между собой, но более важным считается первый уровень, затем — второй и, наконец, — третий. Если бухгалтер сталкивается с «конфликтом интересов», то приоритет должен быть отдан тем интересам, которые определены как более важные в соответствии с принципом

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«маслахат». Таким образом, принцип «масла-хат» является своего рода руководством для решения бухгалтерами этических конфликтов.

Исламские этические нормы напрямую влияют на учетную политику и принципы бухгалтерского учета. «Нормативные предписания в исламском бухгалтерском учете настолько акцентируют внимание на этике, что в западной литературе исламский учет нередко относят к социальному учету» .

Прежде всего, таким принципом бухгалтерского учета является принцип социальной ответственности. Согласно мусульманскому вероучению, собственником всего богатства считается Аллах, а человек является представителем (наместником) Аллаха на земле и действует по его поручению. Люди имеют право использовать ресурсы для получения выгоды, но являются ответственными перед Аллахом. В бизнесе собственники и менеджмент обязаны принимать решения и действовать в интересах как самой организации, так и общества в целом через механизм социальных инвестиций. В данном контексте ответственность понимается в широком смысле как ответственность перед обществом. Для организации важно взаимодействовать с обществом всеми приемлемыми способами и оправдывать его социальные ожидания, поскольку невыполнение ожиданий общества оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнеспособность организации. При этом в будущем компания ожидает получение социального и экономического эффектов, которые во многом зависят от удовлетворения компаниями ожиданий и поддержки общества.

Близким к принципу социальной ответственности в Исламе является принцип подотчетности. Мусульмане являются не только ответственными, но и подотчетными перед Аллахом. Следует сказать, что такой подход существенно отличается от принципа подотчетности в российском учете, где подотчетность — это персональная подотчетность бухгалтера перед руководством и собственниками компании и до некоторой степени другими заинтересованными лицами. В исламском бухгалтерском учете подотчетность осуществляется через механизм закята (религиозного налога в пользу бедных

исламская модель бухгалтерского учета: социальные, этические и духовные аспекты развития

и нуждающихся). Уплата закята рассматривается как религиозная обязанность и акт подчинения Аллаху, а также то, что мусульманин свободен от такого порока, как жадность. Это отличает закят от обычных налогов, уплата которых является долгом всех граждан (не только мусульман) перед государством.

Закят имеет важное социально-экономическое значение, поскольку данный налог предназначен для сбора излишков денежных средств или материальных благ и передачи их бедным и нуждающимся. Закят выступает как механизм распределения благ, призванный сократить разрыв между богатыми и бедными. Данный механизм способствует повышению покупательной способности бедных слоев населения и должен способствовать экономическому росту за счет увеличения потребительских расходов и совокупного спроса. Если собранная сумма закята оказывается недостаточной, в исламских государствах может вводиться временный налог на богатых, который также рассматривается как религиозная обязанность (фард аль-кефая) и дополнительный механизм подотчетности.

Принцип полного раскрытия бухгалтерской информации характерен для любой модели бухгалтерского учета, однако исламский учет отличается наибольшим раскрытием информации. Это вызвано тем, что, помимо общепринятой информации, система исламского бухгалтерского учета должна включать в финансовую отчетность дополнительную информацию, предоставляющую возможность оценки деятельности организации на предмет того, как соблюдались законы шариата, достигнуты ли социально-экономические цели организации

с этической точки зрения (например, не занималась ли организация запрещенными видами деятельности), не был ли причинен вред обществу (например, загрязнение окружающей среды), и др. Это выражается, например, в том, что доход организации может быть разбит на «доход от разрешенной деятельности» и «доход от запрещенной деятельности». С точки зрения ислама бухгалтерская информация является релевантной только тогда, когда она раскрывает все аспекты деятельности организации.

Таким образом, исламская модель бухгалтерского учета имеет существенные особенности по сравнению с западными учетными моделями. Данные особенности, на наш взгляд, возникают вследствие сильного влияния религиозного фактора на исламский учет, который ведется в соответствии с законами ислама (шариатом). Этика является существенной и неотъемлемой частью любой модели бухгалтерского учета, в том числе и исламской. Этические принципы в исламском учете ориентированы не только на соответствие бухгалтерской профессии, но и шариату. Роль этики (как личной этики бухгалтера, исповедующего ислам, так и этики бизнеса) в исламском бухгалтерском учете настолько велика, что определяет социальную направленность исламского учета, которая, прежде всего, находит отражение в таких бухгалтерских принципах, как социальная ответственность, подотчетность и полное раскрытие информации. Информация, формируемая в системе исламского бухгалтерского учета, должна подтверждать тот факт, что организация ведет свою деятельность в соответствии с шариатом и выполняет социально-экономические обязанности.

Литература

1. Hopwood A. G., Miller P. Accounting as Social and Institutional Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 265 p.

2. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: Аудит; Юнити, 1996. 638 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Умаров Х. С. Этические принципы шариата — институциональная основа исламской модели бухгалтерского учета // Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления: материалы Международной научной интернет-конференции.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Донецк: Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Бара-новского, 2015. С. 217-220.

6. Краткий словарь исламских терминов. URL: http://salambek.net/forum/10-164201 (дата обращения: 26.12.2016).

1. Hopwood A. G., Miller P. Accounting as Social and Institutional Practice. Cambridge, Cambridge University Press, 1994, 265 p.

JA КНИЖНАЯ ПОЛКА

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

УДК 657.1 ББК 65.052

Скобара В.В., Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Бухгалтерская отчетность:

учеб.-метод. пособие / под ред. В.В. Скобара. М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017. 136 с.

ISBN 978-5-9909930-3-7

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент». Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал, раскрывающий основные положения учебной дисциплины «Бухгалтерская финансовая отчетность организации», перечень вопросов для самоконтроля, а также проблемные и аналитические задания для самостоятельной проработки с привязкой к конкретным темам учебной дисциплины.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», «Менеджмент» и специалистов, проходящих профессиональную переподготовку или получающих второе высшее образование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *