Содержание
- Прохождение службы в органах внутренних дел
- Прием на службу в органы внутренних дел
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)
- О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
- Общие сведения
- Какие были внесены изменения?
Прохождение службы в органах внутренних дел
Служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, которые не относятся к должностям органов внутренних дел. Служба в органах внутренних дел имеет определенную специфику по сравнению с государственной гражданской и военной службой. Особенности службы в органах внутренних дел обусловлены теми задачами и функциями, которые стоят перед МВД России.
Прохождение службы в органах внутренних дел включает различные этапы, которые в целом ряде случаев влекут за собой изменение служебно- правового статуса сотрудника. Различные аспекты служебных отношений в сфере внутренних дел регламентируются достаточно большим количеством нормативных правовых актов, к таковым, в частности, относятся: Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 06.12.2012 № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 30.11.2012 № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 14.03.2012 № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 19.01.2012 № 34 «О примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России от 18.05.2012 № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении па службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство», приказ МВД России от 30.08.2012 № 827 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений» и др.
Прием на службу в органы внутренних дел
На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ. Граждане, претендующие на поступление на службу в органы внутренних дел должны соответствовать квалификационным требованиям, которые установлены законом, а также быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Зачисление в образовательное учреждение высшего образования МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта (слушателя) является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.
Нужно отметить, что предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел различается. Так, для замещения должностей начальствующего состава в органах внутренних дел он составляет 35 лет, а для поступления в образовательные организации высшего образования МВД России для обучения по очной форме – 25 лет.
Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, если он:
- • имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- • является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
- • неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
- • не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников органов внутренних дел.
Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, а также находиться на службе в случаях:
- • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, которое вступило в законную силу;
- • осуждения его за преступление по приговору суда, которое вступило в законную силу, а равно при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной;
- • прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
- • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;
- • несоответствия требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел;
- • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- • выхода из гражданства Российской Федерации;
- • приобретения или наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
- • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.
Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом МВД России, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном заявлении сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников законодательством.
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция)
Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ). 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 12.02.2015 N 16-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 300-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П, от 11.11.2014 N 29-П) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Основные термины
- Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
- Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел
- Статья 5. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы
- Глава 2. Должности в органах внутренних дел. Специальные звания
- Статья 6. Должности в органах внутренних дел
- Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
- Статья 8. Специальные звания
- Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
- Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел
- Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел
- Статья 11. Права сотрудника органов внутренних дел
- Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел
- Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел
- Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел
- Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел
- Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника органов внутренних дел и ведомственные знаки отличия
- Глава 4. Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел
- Статья 17. Право поступления на службу в органы внутренних дел
- Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел
- Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятие по ним решений
- Статья 20. Основания возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел
- Статья 21. Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел
- Статья 22. Виды и срок действия контракта
- Статья 23. Содержание контракта
- Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел
- Статья 25. Замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу
- Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел в период действия военного положения
- Глава 5. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел
- Статья 27. Назначение на должности в органах внутренних дел
- Статья 28. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
- Статья 29. Должностной регламент (должностная инструкция)
- Статья 30. Перевод сотрудника органов внутренних дел
- Статья 30.1. Перевод сотрудника органов внутренних дел в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, перевод сотрудника федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел
- Статья 31. Временное исполнение обязанностей
- Статья 32. Прикомандирование сотрудника органов внутренних дел
- Статья 33. Аттестация сотрудника органов внутренних дел
- Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство
- Статья 35. Прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях
- Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в органах внутренних дел. Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения
- Статья 37. Приостановление службы в органах внутренних дел
- Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел
- Статья 39. Персональные данные сотрудников органов внутренних дел, ведение их личных дел и документов учета сотрудников
- Статья 40. Реестр сотрудников органов внутренних дел
- Глава 6. Присвоение специальных званий
- Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий
- Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях
- Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий
- Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше
- Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания
- Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу
- Глава 7. Служебная дисциплина в органах внутренних дел
- Статья 47. Служебная дисциплина
- Статья 48. Меры поощрения
- Статья 49. Нарушение служебной дисциплины
- Статья 50. Дисциплинарные взыскания
- Статья 50.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
- Статья 51.1. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения
- Статья 52. Служебная проверка
- Глава 8. Служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел
- Статья 53. Служебное время
- Статья 54. Режим служебного времени
- Статья 55. Время отдыха
- Статья 56. Отпуска на службе в органах внутренних дел
- Статья 57. Основной отпуск
- Статья 58. Дополнительные отпуска
- Статья 59. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска
- Статья 60. Каникулярный отпуск
- Статья 61. Отпуск по личным обстоятельствам
- Статья 62. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел
- Статья 63. Другие виды отпусков
- Статья 64. Отзыв сотрудника органов внутренних дел из отпуска
- Статья 65. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью
- Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника органов внутренних дел
- Статья 66. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел
- Статья 67. Жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи
- Статья 68. Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел
- Статья 69. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел
- Статья 70. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 10. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел
- Статья 71. Конфликт интересов в органах внутренних дел
- Статья 72. Служебный спор в органах внутренних дел
- Статья 73. Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей
- Статья 74. Восстановление на службе в органах внутренних дел
- Глава 11. Формирование кадрового состава органов внутренних дел
- Статья 75. Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел
- Статья 76. Подготовка кадров для органов внутренних дел
- Статья 77. Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел
- Статья 78. Кадровый резерв для замещения должностей в органах внутренних дел
- Статья 79. Кадровая работа в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел
- Глава 12. Прекращение службы в органах внутренних дел
- Статья 80. Основания прекращения службы в органах внутренних дел
- Статья 81. Увольнение со службы в органах внутренних дел
- Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта
- Статья 82.1. Увольнение в связи с утратой доверия
- Статья 83. Расторжение контракта по соглашению сторон
- Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел
- Статья 85. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя
- Статья 86. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия
- Статья 87. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении
- Статья 88. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел
- Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел
- Статья 90. Погребение и отдание почестей
- Глава 13. Финансирование службы в органах внутренних дел. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел
- Статья 91. Финансирование службы в органах внутренних дел
- Статья 92. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел
- Глава 14. Заключительные положения
- Статья 93. О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»
- Статья 94. О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Статья 95. О внесении изменений в Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу
- Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
- Статья 98. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Открыть полный текст документа
О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
12345678910
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 30 НОЯБРЯ 2011 Г. N 342-ФЗ
Quot;О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Постатейный)
С.И. БАРСУКОВ, А.Н. БОРИСОВ
Барсуков Сергей Иванович, подполковник полиции. Автор комментариев к Законам «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Борисов Александр Николаевич, майор налоговой полиции в отставке, практикующий юрист. Автор многочисленных комментариев к законодательству, в том числе к Законам «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к КоАП РФ, Налоговому и Бюджетному кодексам.
Введение
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — комментируемый Закон) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение 1992 г. о службе в ОВД), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего — Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе госслужбы).
Принятие комментируемого Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и комментируемый Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности полиции.
В пояснительной записке к проекту комментируемого Закона (в Государственную Думу законопроект внесен Президентом РФ) отмечались следующие его концептуальные моменты:
положениями Закона регулируются правоотношения при поступлении граждан РФ на службу в органы внутренних дел РФ (далее — ОВД) и ее прохождении на должностях сотрудников в федеральном органе исполнительной власти (далее — ФОИВ) в сфере внутренних дел и не на должностях сотрудников в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) актами Президента РФ;
Законом для сотрудников учреждаются специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции). При этом Законом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с замещаемой должностью, закрепляются системные подходы к соотнесению специальных званий с воинскими званиями и классными чинами федеральной государственной гражданской службы РФ;
отдельная глава Закона посвящена должностям сотрудников. В главе определены общие квалификационные требования к этим должностям. Должности сотрудников подразделяются на должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, младшего начальствующего состава и рядового состава. Все должности сотрудников подлежат включению в соответствующие перечни должностей;
в целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника Законом определяется понятие «сотрудник» и устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, а также ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД;
Законом устанавливаются обязательность служебных отношений на контрактной основе, конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей по истечении шести лет пребывания в замещаемой должности, порядок урегулирования конфликта интересов, антикоррупционные и другие правовые механизмы, основанные на законодательстве о государственной службе РФ;
Законом вводится такое понятие, как «контракт», определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в ОВД, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта с согласия сотрудника. Законом устанавливается исчерпывающий перечень оснований прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований увольнения сотрудников со службы в ОВД;
Законом предлагается законодательно закрепить общепринятые для правоохранительных органов положения, касающиеся единоначалия и субординации при прохождении службы, единства организации прохождения службы, обязательного профессионального отбора при поступлении на службу. Законом определяется порядок обработки, хранения и передачи персональных данных сотрудников, а также порядок ведения личных дел и реестров сотрудников;
отдельная глава Закона посвящена вопросам применения к сотрудникам мер поощрения, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины, наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок;
в Законе регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы;
Законом предусматривается введение на законодательном уровне для сотрудников должностного регламента (должностной инструкции), в соответствии с которым будет осуществляться профессиональная служебная деятельность сотрудника, будут определяться его должностные обязанности, права и другие характеристики служебной деятельности;
детально регламентируется в Законе порядок проведения аттестации сотрудников;
реализация определенных Законом принципов и приоритетных направлений формирования кадрового состава ОВД должна обеспечить решение задач, связанных с обновлением и ротацией кадрового состава;
совершенствованию профессиональных качеств сотрудников должны содействовать нормы Закона, касающиеся профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников;
принятие Закона позволит повысить эффективность профессиональной служебной деятельности сотрудников, что будет содействовать также более эффективной работе соответствующих органов и обеспечению при этом законных прав и интересов граждан;
при подготовке Закона учтен положительный отечественный и зарубежный опыт.
Органы внутренних дел (ОВД) представляют собой ведущую част правоохранительной системы любого современного государства. Основной задачей рассматриваемых организаций является борьба с преступностью и административными нарушениями.
Органы внутренних дел также представляют собой структуру, в центре которой располагается Министерство внутренних дел (МВД) России. Также в рассматриваемую систему входят следующие организации:
- ОВД отдельных субъектов РФ;
- Линейные управления в отношении водного, сухопутного и воздушного транспорта;
- Городское управление;
- Научно-исследовательские лаборатории, созданные для нужд ОВД.
Для упорядочивания и работы внутренних органов Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон № 342. Но что представляет из себя данный нормативный акт? Каковы общие положения рассматриваемого Федерального закона? Какие поправки были внесены в его регламент в течение последнего временного периода? Поговорим об этом в статье.
Вам будет интересно также ознакомиться с последними изменениями ФЗ О полиции. Подробности
Общие сведения
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 был принят Государственной Думой на основании третьего слушания 17 ноября 2011 года. Представленный выше документ в течение 10 последующих дней был вынесен на рассмотрении Совета Федерации и одобрен его членами. Подписание изучаемого Федерального закона Президентом России состоялось 30 ноября 2011 года. Читайте также об актуальных положениях ФЗ №58
Федеральный закон о службе в органах внутренних дел состоит из 14 глав (98 статей):
- Основные положения (ст. 1-5);
- Должности и звания в органах внутренних дел (ст. 6-9);
- Статус сотрудника ОВД (ст. 10-16);
- Служебные отношения в органах внутренних дел (ст. 17-26);
- Порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 27-40);
- Присвоение званий в соответствии с регламентом действительного Федерального закона (ст. 41-46);
- Нормативны служебной дисциплины (ст. 47-52);
- Нормы служебного времени и отдыха (ст. 53-65);
- Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников (ст. 66-70);
- Урегулирование служебных споров и прочих конфликтных ситуаций (ст. 71-74);
- Принципы формирования кадрового состава (ст. 75-79);
- Прекращение (увольнение, отставка, смерть) службы в органах внутренних дел (ст. 80-90);
- Внутренние финансовые службы (ст. 91-92);
- Заключительные положения рассматриваемого Федерального закона (ст. 93-98).
Вам будет интересно: ФЗ 52 с последними изменениями на 2018 год. подробности
Настоящий Федеральный закон регламентирует правовые отношения, возникающие в процессе поступления, прохождения и прекращения гражданином службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Также читайте ФЗ о банках. Подробности
Ознакомьтесь с последними изменениями в ФЗ №79
Основная терминология
В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона, в его регламенте используются следующие термины:
- Служба в органах внутренних дел — профессиональная деятельность в системе правовой защиты;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти — лицо, представляющее интересы государства перед лицом сотрудников ОВД;
- Руководитель (начальник) — руководитель регионального Федерального органа;
- Уполномоченный руководитель (начальник) — заместитель руководителя регионального Федерального органа.
Полный перечень терминов указывается в статье 1 рассматриваемого Федерального закона ФЗ 342.
Какие были внесены изменения?
Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.
Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».
На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:
- Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
- Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.
Особо важные статьи 342 ФЗ
В целях подробного изучения Федерального закона № 342, рекомендуется обратить внимание на следующие статьи:
- Ст. 12 — определяет основные обязанности сотрудника ОВД. Таковыми являются:
- Знание и соблюдение актуального регламента конституции РФ;
- Знание и исполнение должностного регламента;
- Соблюдать права и интересы граждан при исполнении собственных служебных обязанностей;
- Проходить регулярные курсы повышения квалификации;
- Не подвергать разглашению конфиденциальные сведения;
- Иные обязанности, предусмотренные регламентом рассматриваемой статьи.
- Ст. 13 — устанавливает требования к поведению сотрудников ОВД, а именно:
- Соблюдение нейтралитета по отношению к предполагаемому преступнику;
- Проявление тактичности и вежливости по отношению к сотрудникам и рядовым гражданам;
- Забота о собственной чести и достоинстве.
- Ст. 22 — раскрывает особенности заключения контракта с гражданином, претендующим на службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Заключаемый договор может быть срочным и бессрочным;
- Ст. 30 — определяет, что в случае перевода сотрудника ОВД, ему причитается должность, эквивалентная прежней;
- Ст. 31 — устанавливает, что при согласии сотрудника ОАД, на него могут возлагаться обязанности по замещению лица, занимающего вышестоящую должность. Срок замещения напрямую зависит от причин такового;
- Ст. 49 — в соответствии с регламентом данной части изучаемого Федерального закона, грубым дисциплинарным нарушением для представителя рассматриваемых структур является:
- Немотивированное отсутствие по месту службы;
- Разглашение конфиденциальных сведений;
- Непрохожение медицинского обследования;
- Неправомерные действия в отношении граждан и сослуживцев;
- Ст. 50 — определяет порядок дисциплинарных взысканий по нормативам настоящего Федерального закона, а именно:
- Замечание;
- Выговор;
- Строгий выговор;
- Предупреждение о частичной профнепригодности;
- Понижение в звании;
- Увольнение;
- Ст. 52 — Устанавливает принципы служебной проверки сотрудников ОВД;
- Ст. 56 — Определяет порядок отпусков (основных и по личным обстоятельствам). Данная статья отчасти опирается на Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Ст. 57 — определяет продолжительность основного отпуска — 45 дней;
- Ст. 61 — определяет продолжительность отпуска по личным обстоятельствам (не более 10 дней за один отпускной период, количество отпусков по личным обстоятельствам настоящим Федеральным законом не ограничено);
- Ст. 72 — указывает на алгоритм разрешения служебных споров в органах внутренних дел. В соответствии с регламентом настоящего закона, изучать позиции сторон конфликта и принимать решения обязан руководитель федерального органа исполнительной власти;
- Ст. 84 — определяет полномочия сотрудника ОВД при расторжении контракта на основании его собственного желания. Причинами для упразднения договорённости являются следующие:
- Ухудшение состояния здоровья;
- Необходимость ухода за малолетним ребёнком или ребёнком-инвалидом;
- Необходимость ухода за пожилыми родителями или другими недееспособными родственниками.
Важно! О желании уйти в отставку, сотрудник органов внутренних дел обязан предупредить начальника не позднее, чем за месяц до ухода с должности. Соответственно, уволить служащего без предупреждения, согласно нормативам изучаемого Федерального закона, также невозможно.
Читайте также : Фз 61 в новой редакции.
Скачать действующую редакцию закона
Для наиболее детального изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо ознакомиться с его актуальными положениями. Текст 342 ФЗ о службе в органах внутренних дел с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке: