Льготы для малого бизнеса

Особенности налогового режима в отношении малого предпринимательства

К льготам, предусмотренным для малого бизнеса, можно отнести возможность применения такими компаниями/ИП специальных режимов налогообложения (Письмо Минфина от 25.05.2016 N 03-01-11/29777).

Напомним, что наиболее часто применяемыми спецрежимам являются:

  • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН (гл. 26.5 НК РФ).

Стоит отметить, что, несмотря на то что применение спецрежима уже само по себе относится к льготному налогообложению малого бизнеса, для организаций и ИП, применяющих тот или иной спецрежим, региональными/местными властями могут быть установлены дополнительные послабления. Так, например, по общему правилу ставка налога при УСН для УСН «доходы» — 6%, а для УСН «доходы минус расходы» — 15%. Однако, власти субъектов РФ наделены правом установить дифференцированные ставки от 1% до 6% и от 5% до 15% соответственно в зависимости от категории налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ).

В качестве примера региона, в котором установлена пониженная ставка, можно привести Москву. К примеру, для организаций и ИП, занимающихся обрабатывающими производствами и применяющими «доходно-расходную» УСН, установлена ставка в размере 10% при условии, что выручка от данного вида деятельности составляет не менее 75% от общего объема выручки (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 № 41). А в ХМАО для всех «доходно-расходных» упрощенцев, являющихся микропредприятиями или малыми предприятиями, введена ставка 5% вне зависимости от вида деятельности (п. 3 ст. 2 Закона ХМАО — Югры от 30.12.2008 № 166-оз).

Кстати, для некоторых ИП на УСН, ведущих деятельность в производственной/научной/социальной сфере, а также в сфере оказания бытовых услуг населению, может быть установлена нулевая ставка налога (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены .

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года Исключение — сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

В соответствии с Планом оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году Федеральная антимонопольная служба направляет разъяснения по вопросу возможности дачи антимонопольным органом согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — преференции) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при отсутствии государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии предпринимательства).

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) не тождественны. Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции — это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Таким образом, преференции, порядок предоставления которых регламентирован Законом о защите конкуренции, являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.

В практике антимонопольного контроля распространены случаи подачи органами государственной власти и органами местного самоуправления в антимонопольный орган заявлений о даче согласия на предоставление преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП) при отсутствии соответствующих программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выборочно предоставляют преференции отдельным хозяйствующим субъектам, являющимся субъектами МСП, в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, в том числе, путем направления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление преференции. При этом доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на тех или иных товарных рынках и являющихся субъектами МСП, может достигать до 100%.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе, цель — поддержка субъектов МСП (пункт 13). Из изложенного следует, что предоставление преференций в целях, не установленных в указанной норме, неправомерно.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, регулируются Законом о развитии предпринимательства, который определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесены изменения в пункт 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства, содержащий понятие «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее также — Программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с указанным Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о развитии предпринимательства основными принципами государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации являются, в том числе, разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Согласно положениям статьи 9 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов МСП относятся, в том числе, формирование и осуществление государственной политики в области развития МСП; определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов МСП; разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации; поддержка государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 10 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития МСП относятся, в том числе, разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; поддержка муниципальных программ (подпрограмм); методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию МСП на территориях муниципальных образований.

Согласно положениям статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития МСП относится создание условий для развития МСП, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития МСП на территориях муниципальных образований.

Таким образом, разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) является полномочием, соответственно, органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее для целей настоящего письма — Органы власти) по вопросам развития МСП.

Например, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р утвержден перечень государственных программ Российской Федерации, среди которых: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие пенсионной системы на 2018 — 2035 годы», «Содействие занятости населения», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», «Противодействие незаконному обороту наркотиков», «Развитие культуры и туризма», «Охрана окружающей среды», «Развитие физической культуры и спорта» и другие. Государственные программы РФ включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Стратегия), пунктами 2 и 3 которого установлено федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных программных и плановых документов, а также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

Из совокупности приведенных норм следует, что меры, виды и формы поддержки субъектов МСП, а также условия оказания такой поддержки должны содержаться в указанных Программах (подпрограммах), разработка которых является полномочием Органов власти. Таким образом, в случае намерения Органа власти предоставить преференцию, регламентированную Законом о защите конкуренции, в целях поддержки субъектов МСП, предоставление такой преференции должно быть предусмотрено в Программе (подпрограмме).

Согласно положениям статьи 14 Закона о развитии предпринимательства основными принципами поддержки субъектов МСП являются, в числе прочих, равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных Программах (подпрограммах), а также оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. Кроме того установлено, что при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Статьей 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Из совокупности указанных правовых норм следует, что в Программах (подпрограммах) содержатся мероприятия, направленные на развитие МСП, в соответствии и в целях реализации которых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления принимаются нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Таким образом, наличие в Программах (подпрограммах) мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и принятие в целях реализации данных мероприятий нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, является необходимым условием для предоставления преференций в соответствии с Законом о защите конкуренции в целях поддержки субъектов МСП. Предоставление таких преференций в строгом соответствии с указанными требованиями Закона о развитии предпринимательства осуществляется без согласования с антимонопольным органом, то есть заявления о даче согласия на предоставление преференций в антимонопольный орган не направляются.

В остальных случаях преференции могут предоставляться хозяйствующим субъектам, в том числе являющимся субъектами МСП, в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с соблюдением порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, то есть путем подачи заявления о даче согласия на предоставление преференции (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части 3 статьи 19 указанного Федерального закона).

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Красильникова В. С.,
практикующий бухгалтер

Преференции для малого и среднего бизнеса

Малым компаниям предоставлено немало прав по ведению в упрощенном порядке бухгалтерского и налогового учета. Однако на этом законодатель не останавливается и оговаривает целый ряд специальных условий, повышающих эффективность работы сектора экономики в целом.

Проблемы предприятий, относящихся к сфере среднего и малого предпринимательства, периодически обсуждаются Правительством РФ и широко освещаются средствами массовой информации. Поступления в бюджетную систему РФ от предприятий малого бизнеса пока еще не достигли процентного соотношения, характеризующего экономику стабильно развивающегося государства. Работа по увеличению доли присутствия малых и средних предприятий в экономике страны уже ведется. В частности, Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Базовый закон, согласно которому работают индивидуальные предприниматели и организации, отнесенные к СМП, – Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Критерии, по которым предприятие можно отнести к сфере малого и среднего бизнеса, определяются двумя параметрами:

  • среднесписочной численностью согласно ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • оборотами по реализации услуг и товаров согласно ст. 346.12 НК РФ.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Тот факт, что организация признается малой или микропредприятием, можно подтвердить, в частности, выпиской из ЕГРЮЛ, бухгалтерской и статистической отчетностью.

И нередко эти параметры вступают в противоречие друг с другом. Как отметил первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов в интервью, опубликованном 16.06.2015 г. в «Российской газете», «критерии отнесения компаний к малому бизнесу там совсем разные. В Законе о малом и среднем бизнесе статус СМП подтверждается количеством работающих. В Налоговом кодексе к малому бизнесу относится организация с определенным размером выручки. Получается, что две системы предъявляют к бизнесу совершенно разные требования. И компания может получать помощь государства как СМП, но не иметь права на применение спецрежимов, и наоборот. Мы считаем, что сейчас самое время подойти к этому вопросу системно и установить единые критерии, чтобы не было сомнений, относится ли предприниматель к малому бизнесу».

Возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности коллизии заставляют предпринимателей «уходить в тень»; согласно статистическим наблюдениям за последние 5 лет 90% субъектов малого бизнеса ликвидируются в течение первых трех лет работы. Именно начальный период работы вызывает трудности для предпринимателя, и эта проблема решена к настоящему моменту на самом высоком уровне. Государство идет навстречу малому бизнесу, предпринимая шаги для облегчения начального этапа становления бизнеса.

ПОЗИЦИЯ ФНС

В НК РФ нет понятия «субъект малого (среднего) предпринимательства», и даже законодательство о государственной регистрации не предусматривает особого порядка для таких предприятий. Поскольку спецрежимы применяются в основном организациями в статусе малых предприятий, можно считать, что это и есть налоговые льготы для них, дополнительных льгот не предусмотрено.

— Письмо от 09.02.2015 № ГД-4-3/1836@.

Льготы для СМП

Главная новость заключается в появлении «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Суть их состоит в освобождении предпринимателя от уплаты налога на срок до 2 лет, если предприниматель подпадает под следующие критерии:

1. Предприниматель регистрируется впервые в качестве субъекта, ведущего коммерческую деятельность. Существует письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-11-10/2204, где сказано, что налоговая ставка в размере 0% может устанавливаться законами субъектов РФ только для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ, и не может применяться индивидуальными предпринимателями, снявшимися с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированными (повторно или в очередной раз) после вступления в силу указанных законов субъектов РФ.

2. Обязательно использование предпринимателем УСН или ПСН.

3. Вновь зарегистрированный предприниматель ведет свою деятельность в производственной, социальной либо научной сфере согласно ОКВЭД.

Решение об использовании «налоговых каникул» для предпринимателя принимается на региональном уровне, поэтому органы местной власти будут утверждать перечень кодов ОКВЭД, подпадающий под льготу в регионе.

4. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ, дающий право на налоговую льготу, должен быть одобрен региональной властью и введен в действие на территории региона, где работает предприниматель. На практике это означает, что если, к примеру, предприниматель зарегистрировался 15.10.2015 г., а закон введен в действие на региональном уровне в январе 2016 г., то «налоговые каникулы» распространятся только на 2016 г. Обороты по выручке, полученной в 2015 г., будут облагаться налогом.

Предприятия малого бизнеса будут платить меньше налогов за счет уменьшения налоговых ставок, льгота эта коснется предпринимателей и предприятий, применяющих спецрежимы.

30.06.2015 принят закон «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Ставка налога для предпринимателей, применяющих УСН по принципу «доходы», может быть понижена до 1% по усмотрению региональных властей. Ранее существовала норма 6%, пересмотру не подлежащая.

Для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, ставка налога может быть понижена до 7,5%, что также утверждается решением региональной власти.

Не остались без внимания и предприниматели, работающие с ПСН. Теперь перечень видов деятельности с использованием ПСН расширен до 63 наименований (ранее он включал 43 вида деятельности). Федеральный закон от 21.07.2014 № 244-ФЗ отменил с 2015 года ограничение по размеру минимального дохода при использовании патентной системы налогообложения.

Этот факт дает возможность мелким предпринимателям легализовать свой бизнес, использовав право на «налоговые каникулы» и получив тем самым освобождение от уплаты налогов на год или два.

Регулируется законодательно только размер максимального дохода при использовании ПСН. Так, в 2015 г. он не должен превышать 1 147 000 руб. При превышении этой суммы предприниматель теряет право на использование ПСН и продолжает работать с использованием ОСН.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. Чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно приказом по организации утвердить хранение денежных средств в кассе без лимита остатка.

Преференции малому бизнесу

На законодательном уровне закреплено право участия субъектов малого предпринимательства в госзаказах (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Участие предприятий малого и среднего бизнеса в торгах дает возможность этим предприятиям увеличить свои товарообороты и, как следствие, повысить долю налоговых поступлений в бюджет.

Этот закон меняет правила торгов для малого и среднего бизнеса, а именно:

  • увеличивается количество контрактов, которые могут быть заключены с представителями малого бизнеса;
  • в качестве залогового обязательства для участия в торгах может быть предоставлена банковская гарантия вместо перечисления денежных средств;
  • установлена квота на участие в торгах предприятий малого и среднего бизнеса, за нарушение которой на устроителей торгов могут быть наложены штрафные санкции. Ниша малому бизнесу предоставлена на уровне государственного регулирования, и освоение этой ниши теперь в руках предпринимателей;
  • для участия в торгах по госзаказам малому предприятию необходимо подтвердить свой статус принадлежности к малому бизнесу. Вот тут и возникает вопрос о среднесписочной численности
    и объемах выручки. Не исключено, что после одного участия в торгах по госзаказу статус малого предприятия может быть утрачен. Впрочем, этот вопрос обсуждается на правительственном уровне. Вернемся к интервью с Сергеем Катасоновым, опубликованному 16.06.2015 г. в «Российской газете»: «Нужно заменить параметры: ограничение количества работающих оборотом предприятия. Мы можем говорить, что микропредприятие – это три человека. И оборот, который они делают, пусть, к примеру, это будет 10 млн руб. Потом пошли малые предприятия. Пусть это 20 человек. И обязательно оборот. Потому что, к примеру, в IT-компаниях может работать пять человек, но организация будет иметь миллиардные обороты. И такие параметры должны быть сквозными через всю систему. Через налоги
    и через поддержку».

Рассмотренная форма государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса вполне успешно начала свою работу, нормативно ее особенности отражены в постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Статья 18 Закона № 209-ФЗ предусматривает возможность оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи им во владение и(или) в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и т. д.) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

Субсидии

В 2015 г. на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделило свыше 21 млрд руб. Решение о поддержке предпринимателей принимается органами местной власти на региональном уровне. Некоторые регионы создают бизнес-инкубаторы, призванные научить предпринимателя правильному ведению дела. Бесплатно оказывается консультационная и информационная поддержка, выдаются субсидии на возмещение затрат для участия в региональных ярмарках-выставках.

Как можно воспользоваться льготой для открытия собственного бизнеса?

В настоящее время работает «Федеральная программа субсидий для развития малого бизнеса», согласно которой можно получить 12 месячных пособий по безработице (на сегодняшний день это 58 800 руб.).

Получателем субсидии может быть безработный гражданин, принявший решение начать собственное дело, либо недавно (не ранее одного месяца на момент обращения) зарегистрированный предприниматель.

1. Необходимо обратиться в центр занятости по месту регистрации, представив следующие документы: паспорт, трудовую книжку, документ об образовании и справку о доходах. Целью этого обращения является получение статуса безработного, потому что субсидия на открытие собственного дела выдается гражданину, имеющему такой статус.

2. Центр занятости обязан предложить соискателю вакансии, отказываться от которых можно не более двух раз. Иначе статус безработного получен не будет.

3. Человек, желающий открыть свой бизнес, должен представить комиссии, существующей при фонде занятости, свой бизнес-план с полным экономическим обоснованием. Обычно сотрудники центра занятости помогают при составлении такого плана.

Важен правильный выбор отрасли для ведения бизнеса. Приоритетны направления по развитию производства, сельского хозяйства, внедрения научно-технических разработок.

4. Отчетность за все проведенные расходы представляется в конце года и подтверждается первичными документами. Нецелевое расходование полученной субсидии на открытие собственного дела недопустимо.

В случае нецелевого расходования средств или наличия неподтвержденных расходов центр занятости вправе потребовать возврата субсидии.

Если за субсидией обращается предприниматель, он должен представить документы о регистрации и свой бизнес-план. Наличие грамотно составленного бизнес-плана с экономическим обоснованием серьезно повышает шансы на получение субсидии.

Предприниматель также обязан представить центру занятости отчет по целевому расходованию полученной субсидии.

Подводя итог, следует отметить, что при обращении за субсидией государства необходимо заранее взвесить свои возможности и исключить риск потери денежных средств.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Федеральным законом № 209-ФЗ и Законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

Планы законодателей по расширению льгот для СМП

Устойчивое и планомерное развитие экономики происходит только при наличии четкого планирования. Принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает, что стратегия социально-экономического развития РФ – документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ.

В Минэкономразвития России создана рабочая группа, призванная разработать Стратегию развития среднего и малого предпринимательства в РФ. Примерный перечень задач, поставленных Правительством РФ перед рабочей группой, включает в себя следующие моменты:

1) легализация предпринимательской деятельности граждан, создание условий для легального ведения бизнеса на долгосрочной основе;

2) пересмотр финансово-кредитной системы поддержки предпринимателей;

3) создание новых ниш для работы предприятий среднего и малого бизнеса путем встраивания их
в технологические цепочки государственных компаний;

4) формирование региональных инфраструктур поддержки СМП;

5) оптимизация налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки.

В качестве итога проводимых мероприятий предполагается увеличить долю населения, занятого малым предпринимательством, до 60% к 2020 г. Такие меры укрепят и стабилизируют экономику, позитивные изменения в которой заложены принятыми в 2014–2015 гг. законами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *