Списание резины по пробегу

Сезонная смена шин — это необходимость

Помните, что зимние шины в это время года — меньший риск несчастных случаев. Езда на зимних покрышках в такую погоду является менее рискованной, чем на летних. Давайте не будем удивлять зимний период. Возможная авария будет вызвана более длинным тормозным путем, что будет дороже, чем покупка комплекта хороших зимних колес.

Производители рекомендуют сезонную смену шин в качестве одной из гарантий безопасной езды. Шины являются важной частью автомобиля. Это единственная часть транспортного средства, которая имеет контакт с проезжей частью. Неважно, какой мощности автомобиль, только от качества и эффективности резины зависит безопасность пассажиров. Не следует ждать появления первого снега. В такую погоду, как сейчас, даже без снега, зимняя покрышка безопаснее, чем летняя. Она будет лучше вести себя на мокрой дороге при температуре ниже 7 градусов Цельсия.

При покупке обратите внимание, чтобы зимние или круглогодичные шины имели сбоку символ снежинки на фоне гор. Только тогда мы можем говорить, что у них есть достоинства зимних покрышек. Обозначение M+S — это только информация изготовителя о протекторе, который помогает передвигаться в грязь и снег.

По оценке экспертов, риск дорожно-транспортных происшествий и столкновений, в 6 раз больше зимой, чем летом.

Тесты производителей шин показали, что автомобиль, движущийся на зимней резине со скоростью 100 км/час (на мокрой дороге, при температуре 5°С) останавливается на 5 метров раньше, чем автомобиль на летних шинах, что соответствует длине большого автомобиля.

В свою очередь, тормозной путь на зимних шинах (в гололед) со скоростью 30 км/час может быть меньше, почти на 11 метров по сравнению с летними, что означает три длины компактного автомобиля.

На заснеженной дороге тормозной путь на зимних покрышках может быть меньше на 30 метров (при скорости около 50 км/час).

Только на абсолютно сухой дороге (при температуре +7 градусов Цельсия) летняя резина соответствует зимней. Сухие дни, однако, в нашем климате это редкость в это время года, поэтому не стоит рисковать.

Когда температура падает ниже 7 градусов Цельсия, смесь резины, из которой сделаны летние шины, твердеет. Это значительно ухудшает ее сцепление с дорогой и увеличивает тормозной путь. Этой проблемы не имеют зимние колеса, которые состоят из специальной смеси, содержащей больше натурального каучука и кремнезема, поэтому они не твердеют при низких температурах.

Это означает лучшее сцепление на дороге и безопасность езды, даже когда нет воды или мокрого снега. Их специальные, многочисленные узоры и ламели обеспечивают лучшую езду на обледеневшей дороге или снегу.

Не менее важным является рисунок протектора, потому что в зимней шине он имеет соответствующим образом сформированные разрезы, называемые ламелями. Они под давлением автомобиля расширяются и „вгрызаются” в снег или лед. Специальное расположение канавок гарантирует, что вода и слякоть прекрасно будет отводиться из-под колес.

Россия является страной с жарким летом, холодной зимой (с осадками снега). В таком климате летняя шина зимой не справится. Когда температура падает ниже 7 градусов Цельсия, заканчивается сцепление летних шин и начинается «работа» зимних, потому что они совершенно по-другому построены (имеют другой состав смеси). Летняя шина изготовлена из более жесткой резиновой смеси, которая должна выдерживать высокие температуры летом, а не низкую температуру или снег.

Расчет сроков службы и порядок списания автомобильных шин в коммерческой организации

Компания «Гарант»

Как рассчитать нормы списания и срок службы автомобильных шин в коммерческой организации, каков порядок их учета?

Нормы эксплуатационного пробега

В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом — изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с пп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

Полагаем, что в любом случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации и установки вместо них новых.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на счете 10 «Материалы» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее — План счетов) и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части», в дебет счета учета затрат, например счета 20 «Основное производство» (пп. 93 и 95 Методических указаний, п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете (Дебет 012).

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 «Прочие материалы» как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, то есть в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы» Кредит 91

— изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99):

Дебет 62 (76) Кредит 91

— признан доход от продажи шин специализированной организации.

При этом утилизируемые шины списывается со счета 10, субсчета 10-6 «Прочие материалы» и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

Дебет 91 Кредит 10, субсчет 10-6 «Прочие материалы»

— списана стоимость реализованных шин;

Дебет 91 Кредит 68

— начислен НДС.

В то же время, по нашему мнению, шины, которые подлежат списанию, с последующим выбытием могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Дебет 62 (76) Кредит 91

— признан доход;

Дебет 91 Кредит 68

— начислен НДС;

Кредит 012

— списаны с забалансового счета выбывшие шины.

К сведению:

Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, покрышки отработанные относятся к 4 классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разделе 4 «Размещение отходов производства и потребления». Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению, сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы (п. 6 ст. 254 НК РФ) шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по нашему мнению, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования, возможно, использовать данную норму, и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов пп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *